Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 декабря 2003 г.

Все структуры власти, от Кремля до регионов, переданы в руки бывших офицеров спецслужб. Поскольку лишь они могут противостоять олигархам. А еще потому, что они - единственное, что осталось от интеллигенции.

"Компромат" - одно из самых страшных слов советской эпохи вновь стало популярным в России Владимира Путина. Накануне важных парламентских и президентских выборов, которые должны прояснить, готова ли молодая русская демократия, несмотря на все противоречия, продвигаться вперед, российские социологи забили тревогу. Бюрократический капитализм, ведущий жестокую схватку с олигархическим капитализмом "семьи" Ельцина, широко использует компромат, компрометирующие документы, как для устранения политической оппозиции, так и для ограничения всемогущества олигархов.

Директор московского Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский без всяких колебаний назвал отставку Александра Волошина, серого кардинала Кремля в период головокружительного восхождения олигархов, "водоразделом между закатом первой республики Путина и рождением новой республики, в которой парламентские и президентские выборы будут лишь виртуальной реальностью".

Парламентские выборы 7 декабря и президентские выборы марта 2004 года должны продемонстрировать, являются ли прогнозы Пионтковского чрезмерно пессимистичными.

Совершенно очевидным является один лишь факт: серьезное усиление позиций силовиков, проявившееся с особой наглядностью после ареста Михаила Ходорковского, самого богатого человека в России, вызывает тревогу среди экономистов и в финансовом мире. Силовики - чиновники, обладающие широкими полномочиями, - полностью контролируют государство.

Авторитетный российский социолог Ольга Крыштановская подсчитала, что бывшие сотрудники КГБ контролируют около 70% должностей в руководстве регионов. К этому можно добавить, что свыше 1500 офицеров бывшего КГБ занимают сегодня ключевые посты в центральной администрации.

Но это еще не все. Бывшие сотрудники КГБ руководят частными агентствами, обеспечивающими безопасность крупнейших компаний. Крайне важная позиция, позволяющая им решать двойную задачу: обеспечивать безопасность и с близкого расстояния контролировать новых русских. Иными словами, собирать компромат на возможных кандидатов, которые выступают в оппозиции деятельности партии Кремля "Единая Россия". Этот метод был успешно опробован в ходе выборов в местные органы власти.

После 70 лет правления единственной партии постсоветская Россия совершила резкий скачок к беспрецедентному разнообразию партий всех цветов и направлений. Меньше чем за один год провели учредительные съезды свыше 70 партий. Кремль решил положить конец подобной ситуации, введя новое избирательное законодательство, которое обеспокоенная оппозиция критикует все более резко.

Среди политических сил, представленных в парламенте, лишь КПРФ, наследница КПСС, обладает формальными характеристиками настоящей партии: структурой, организацией, опорой в массах, многочисленными сторонниками по всей стране. Но и у КПРФ, главной оппозиционной силы (28,5% мест в Государственной думе, вместе с союзниками), нет настоящей идеологии.

Роль правящей партии исполняет "Единая Россия" (29,33% мест в парламенте) - политическая структура, созданная Кремлем к выборам 1999 года для нейтрализации КПРФ. Еженедельник "Новое Время" пишет, что "Единая Россия", организация чиновников и новой номенклатуры, - "это не партия, а административная структура, как и старая КПСС, находящаяся в подчинении у Кремля и Старой площади" (где раньше располагался ЦК КПСС, а теперь находится президентская администрация).

Истинным центром, где принимаются решения, сегодня стала президентская администрация, заместителем руководителя которой является Владислав Сурков - элегантный молодой человек, избегающий фото- и телекамер, из-за кулис руководящий деятельностью парламента и манипулирующий партиями.

Эта активность могла бы резко снизиться с рождением партии олигархов, которая опирающейся на неограниченные финансовые ресурсы. Кремль, напротив, заинтересован в сохранении ситуации, которую журнал "Новое Время" охарактеризовал следующим образом: "В отличие от всего остального мира, где партии формируют власть, в России все происходит наоборот".

Новый избирательный цикл, начинающийся с парламентских выборов, назначенных на 7 декабря, станет испытательным стендом для нового, критикуемого закона о политических партиях, вступившего в силу 14 июля 2001 года. В соответствии с этим законом, направленным на резкое сокращение числа политических партий, лишь официально зарегистрированные партии имеют право выдвигать своих кандидатов на президентские и парламентские выборы и на выборы в местные органы власти. Политическая партия не считается таковой, если в ее состав не входят 10 тысяч членов и если у нее нет представительств по крайней мере в половине "субъектов Федерации", коих насчитывается 89.

Партии попадают в парламент и обретают право на государственное финансирование, лишь получив не менее 5% голосов избирателей. Этот труднопреодолимый барьер для множества нынешних политических партий станет вовсе непреодолимым в 2007 году, когда планка поднимется до 7%.

Закон этого не предусматривает, но Кремль обдумывает новый шаг, который позволит ему установить еще более жесткий контроль над страной. Владимир Путин в одном из обращений не исключил того, что " в будущем" можно будет прийти к системе, когда правительство будет формироваться "партией большинства".

В парламенте представлено 4 или 5 партий, но сегодня 5-процентный барьер хотят и смогут преодолеть лишь "Единая Россия", правящая партия, и КПРФ, крупнейшая оппозиционная партия.

Чтобы получить 5% голосов избирателей, сильно придется постараться Либерально-демократической партии фольклориста и крикуна Владимира Жириновского, Аграрной партии Николая Харитонова, всегда голосующей вместе с коммунистами Зюганова, СПС Бориса Немцова и Ирины Хакамады - двух политических лидеров, которые хотят создать в России настоящее либеральное движение.

Партия "Яблоко" прогрессиста Григория Явлинского, которой симпатизируют интеллигенция и молодежь, действует крайне осторожно. Как ни парадоксально, но одним из самых серьезных обвинений, выдвинутых против Ходорковского, стало финансирование "Яблока" и СПС.

Социолог Светлана Ильинская, аналитик Международного института гуманитарно-политических исследований, подчеркнула, что "и так бывшие слабыми инструментами для выражения политической воли граждан, партии, полностью обюрократившись, трансформировались в рабочие места, дорогостоящие институты, содержание которых может себе позволить лишь нынешняя власть или олигархи".

В "контролируемой демократии" Путина, продолжает Ильинская, "те, кто еще не понял правила и хочет остаться независимым политическим игроком, в конечном итоге оказываются под следствием у прокуратуры под любым предлогом".

Источник: Panorama


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru