Исполняющая обязанности президента, не довольная влиянием Москвы
Юрист Нино Бурджанадзе с ноября 2001-го по ноябрь 2003 года была президентом парламента. Ее политическая карьера начиналась в "Гражданском союзе" Эдуарда Шеварднадзе. В 2002 году она вышла из партии и с тех пор сотрудничает с Демократической партией Зураба Жвания. 23 ноября она стала исполняющей обязанности президента. Нино Бурджанадзе рассказала нашему корреспонденту о перспективах Грузии, судьбе Шеварднадзе и интересах Москвы в Грузии.
- Почему Шеварднадзе больше не мог руководить страной?
- Президент утратил понимание реального положения в стране. К тому же его окружение способствовало тому, чтобы президент не хотел или не мог продолжать исполнять свои обязанности. Он ничего не предпринимал против коррупции и других преступлений.
- Шеварднадзе и сам совершал преступления. Одно из них - это фальсификация результатов недавних парламентских выборов. Почему до свержения дело дошло лишь теперь? Ведь это были не первые выборы, где происходили массовые фальсификации.
- До сих пор во время выборов встречались единичные случаи фальсификации, такой массовой фальсификации до сих пор не было. Иной масштаб. Кроме того, на этот раз действовало одновременно несколько факторов. Но главное - это то, что президент и правительство утратили кредит доверия населения еще перед выборами. Люди связывали с этими выборами особые ожидания. Они надеялись на видимые перемены в стране. Фальсификация результатов выборов была настолько очевидной, что каждый почувствовал себя обманутым.
- Будете ли вы привлекать Шеварднадзе к ответственности за фальсификацию результатов выборов?
- Политический ответ ему уже пришлось дать, и он ушел в отставку. Юридическими методами я его преследовать не собираюсь.
- Может ли Шеварднадзе оставаться в Грузии?
- Конечно, у него полный иммунитет. Ему ничего не угрожает.
- Существует ли опасность утраты Грузией ее территориальной целостности? Например, в Аджарии господствуют сильные сепаратистские настроения.
- Я надеюсь, что последние события не будут иметь никаких отрицательных последствия для стабильности в стране, но за границей существуют силы, которые хотели бы дестабилизации. Тем не менее мы надеемся, что сможем избежать конфронтации.
- Какая роль отводится в этом Москве, и как вы относитесь к Кремлю?
- Само собой разумеется, мы хотели бы иметь с Москвой дружеские и мирные отношения. Правда, в последнее время наши отношения сильно обострились, так как Россия сыграла очень отрицательную роль в Абхазии и Южной Осетии. Однако мы работаем над улучшением двусторонних отношений.
- Коснемся внутренней политики. Вы вместе Зурабом Жвания выдвинули кандидатом в президенты оппозиционного политика Саакашвили. Что свидетельствует в его пользу, и почему вы не выдвинули свою кандидатуру?
- Население требует от нового правительства, чтобы в нем не было раскола. Хотя мой демократический блок очень популярен, все же "Национальное движение" Саакашвили собрало больше голосов. Чтобы следующие президентские выборы не привели к расколу оппозиционных партий, мы решили выдвинуть единого кандидата. Поскольку, как мне казалось, Михаил Саакашвили уступать не собирался, это сделала я.
- Какой пост вы хотели бы занять в новом правительстве?
- Я остаюсь в парламенте.
- Грузия пребывает в тяжелом экономическом кризисе. Как из него выйти?
- В первую очередь, на государственную службу должны прийти компетентные люди. Закон не должен быть просто бумажкой, его надо исполнять. Это автоматически создаст в стране новый инвестиционный климат. И как следствие, вновь оживет промышленность, возродится средний класс.
- Каковой будет внешнеполитическая ориентация Грузии?
- Грузия ориентировалась и будет ориентироваться на Запад. Наша цель - это вступление Грузии в Европейский союз.
- Где вы видите Грузию через 10 лет?
- Я думаю, что через десять лет Грузия будет гораздо лучше стоять на ногах, чем сегодня. 10 лет я считаю реальным сроком, за который Грузия выполнит все условия, необходимые для вступления в Европейский союз.