Оппозиции не нужно идти на штурм правительственных зданий - правительство и так уйдет в отставку, говорит Виктор Ющенко
С огромным трудом Виктор Ющенко приближается к своей цели - новым выборам. В его офисе, расположенном в киевском районе Подол, глава оппозиции дал интервью нескольким немецким журналистам, в том числе и нашему корреспонденту.
- За кем останется последнее слово в споре вокруг сфальсифицированных президентских выборов?
- Во-первых, самое главное, что в субботу мы нашли формулу для разрешения конфликта, которую одобрил и парламент. Речь идет о четырех вещах: провозгласить выборы несостоявшимися, объявить недоверие избирательной комиссии, предложить президенту изменить состав избирательной комиссии. И, наконец, провести повторные выборы. Это основные пункты пути выхода из кризиса.
Второй компонент нынешнего положения: в последние дни были попытки дестабилизировать Украину, в частности экономически. Более всего нас беспокоит идея сепаратизма, которую пропагандируют губернаторы тех областей, где фальсификации были наиболее масштабными. Поэтому мы очень надеемся на парламент, который должен резко осудить дестабилизацию и сепаратизм (заседание продолжилось вчера во второй половине дня. - Прим. Die Welt). В-третьих: в понедельник началось заседание Верховного суда, который должен принять решение в связи с этими выборами. И это три пункта для выхода из кризиса.
- Является ли сепаратизм настоящей опасностью?
- Этот съезд региональных политиков, этот кавардак в Северодонецке, противозаконен. Он нарушает конституцию. Президент Кучма должен был на это быстро среагировать через службу безопасности СБУ и прокуратуру. Я встречался с Кучмой в воскресенье. Мне кажется, что президент услышал мою просьбу.
- Что будет с рабочей группой, созданной по инициативе посредника от ЕС Соланы, в состав которой вошли обе стороны?
- Пока что переговоры с Януковичем и его командой не дали никакого эффекта. Эти господа не признают запрет Верховного суда на официальное обнародование результатов выборов. Они отказываются обсуждать вопрос о стремлении ряда областей к автономии. Переговоры находятся на драматической стадии. Но я считаю, что было бы нелогично прекратить их сегодня, не думая о завтрашнем дне. Мы должны подождать решения парламента. Там как раз обсуждается вопрос о вынесении вотума недоверия правительству, в первую очередь министру внутренних дел.
- Нет ли риска в нагнетании такого высокого давления на улице?
- Давление улицы может создать хорошую атмосферу для переговоров. Другими словами, оно может вынудить другую сторону пойти на переговоры, которым она годами противилась. Это - причина выхода людей на улицу. К тому же я считаю, что переговоров бояться не следует, так как переговоры - это единственная возможность выслушать друг друга и в итоге принять решение. Без общественного сопротивления не было бы никакого диалога с власть имущими. С другой стороны, оппозиция должна быть в постоянной готовности к переговорам. Я неоднократно говорил, что штурм правительственных зданий нам не нужен - господа и без этого в соответствующий момент отдадут нам ключи.
- Какой вы видите роль посредников, Соланы и президентов Польши и Литвы?
- Без представителей третьих стран диалог, пожалуй, вообще не состоялся бы. Благодаря третьей стороне теперь переговорам присущи определенная дисциплина и процедура.
- А что должен делать Берлин?
- Несколько дней назад я разговаривал с министром иностранных дел Фишером и информировал его о том, каким мы видим выход из ситуации. Я прошу о том, чтобы Германия публично поддержала демократию на Украине. Конечно, я имею в виду повторные выборы. Я попросил Фишера, чтобы он глубже вник в положение вещей и сделал позицию Германии более четкой, чем сейчас.
- Какой вы видите роль России?
- Я думаю, что существенная часть политических решений российской стороны была ошибочна. Позиция России должна быть более уравновешенной. Люди, которые формируют там политику в отношении Украины, должны политически умнее судить о происходящих у нас процессах.