Центральная Европа: старые и новые риски
Москва примет вступление Украины в НАТО и/или ЕС, хотя и с неудовольствием, но "вынуждена будет принять", так же, как в случае с прибалтийскими государствами. Такого мнения придерживается российский политолог Андрей Загорский из МГИМО. Сопротивление России действиям ОБСЕ на постсоветском пространстве будет продолжаться и дальше, сказал Загорский во вторник на конференции в венской Академии гражданской обороны, посвященной вопросам безопасности в Центральной Европе.
Для России ОБСЕ - это "агент перемен". "Однако Москва не хочет перемен и поэтому выступает против всего, что способствует им", - считает Загорский. Поэтому Кремль попытается помешать работе наблюдателей за выборами на Украине или в Белоруссии: "В России не хотят, чтобы ОБСЕ еще раз сказала: выборы были свободными, но нечестными". Также политолог, ссылаясь на Грузию и Украину, констатировал: "Попытки манипулировать на выборах больше не действуют. У Москвы больше нет такой власти".
"ЕС как неожиданный фактор силы"
Политолог Петер Шульце из университета в Геттингене считает, что роль ЕС в решении конфликта на Украине очень удивила Кремль. Сам того не желая и не имея никакой концепции, ЕС "был втянут в это дело". Однако факт остается фактом: "Он в первый раз выступил как геополитический фактор силы, и Россия вынуждена была считаться с ним".
Однако же европейская политика безопасности и обороны, по мнению Загорского, не является для Москвы особо значимой. С одной стороны, потому что не существует подобного Совету Россия-НАТО форума для принятия совместных решений - по этой причине есть проблемы с ведущейся уже в течение года миссией ЕС в Боснии; с другой стороны, потому что не видно реальных инструментов европейской политики безопасности и обороны.
Эрих Райтер, руководитель отдела политики безопасности в министерстве обороны и устроитель конференции, указал на новые возможные опасности, которые требуют новых ответов: пока нет никаких концепций сосуществования в измененном большим количеством иммигрантов обществе. "Из соображений политики безопасности мы должны приспособиться к такой форме сосуществования, которую сегодня большинство населения не принимает".