Президент, силовики и так называемый либеральный лагерь
"Из Кремля утечек нет", как известно сегодня в России. А раз ничего не просачивается, кремлевские астрологи вынуждены обходиться предположениями. Кто на самом деле управляет самой большой страной в мире? Кто дергает за веревочки?
Два года назад никто не сомневался, что это президент Владимир Владимирович Путин, инициалы которого, ВВП, звучат так же, как и аббревиатура термина "валовой внутренний продукт". После дела ЮКОСа (разгром нефтяного концерна, осуждение его бывшего главы Михаила Ходорковского) начали задумываться о том, в чьих же руках на самом деле находится власть. Утверждения Путина были слишком противоречивыми, слова слишком расходились с действиями.
Наблюдатели полагают, что Путин зажат между двумя блоками власти. Главная линия разлома, похоже, проходит между спецслужбами вкупе с силовиками и лагерем либеральных экономистов. Первые, закоренелые националисты, поддерживают национальную безопасность, проповедуют дирижизм и беспокоятся по поводу заговора Запада против России. Их главным представителем считается заместитель руководителя администрации президента Игорь Сечин, который, как и все агенты спецслужб, нигде не светится; он уроженец Петербурга. Есть еще начальник отдела кадров в Кремле Виктор Иванов и банкир Сергей Пугачев. Публичными представителями являются премьер-министр Михаил Фрадков, генпрокурор Владимир Устинов, а также министр обороны Сергей Иванов и глава спецслужб Николай Патрушев. Одним из их главных источников финансовых средств является нефтяной концерн "Роснефть".
Лагерь либералов, которых также называют европрагматиками, тоже всего лишь говорит о демократии, однако хотя бы выступает за рыночную конкуренцию. Здесь ведущими фигурами являются заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, советник Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов, новый первый вице-премьер и бывший глава администрации президента Дмитрий Медведев, министр экономического развития и торговли Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин.
В том, что касается реальной политики, пока либералы, похоже, остаются на вторых ролях. По мнению исследователя элит Ольги Крыштановской, Путин в Кремле почти на 80% окружен силовиками. Впрочем, коалиции выходят за рамки идеологии, считает один инсайдер. С ним соглашается политолог Станислав Белковский, предпочитая говорить об "отдельных политико-экономических группах, которые борются между собой за власть".
Какую роль во всем этом играет Путин, остается неясным. Понятно только, что он пытается сгладить контрасты и, по крайней мере внешне, не примыкает ни к одному лагерю. Последние кадровые рокировки показывают, что высокая степень неопределенности в национальной стратегии остается главной приметой путинской стабильности и на шестом году его правления.