В сегодняшней The Washington Post обозреватель Джексон Дил делится своими размышлениями в связи с недавней поездкой в Ахалгори. Расположенный здесь КПП (с сопутствующими ему траншеями, мешками с песком и проволочными заграждениями), по мнению автора, создает напряженность и "бесконечный потенциал для неприятностей", а также дает Владимиру Путину возможность "подвергнуть нового американского президента испытаниям".
"Антигрузинская кампания России далека от завершения", - считает Дил. По его мнению, в диалоге с Москвой Обаме следует для начала "решить, что делать с этим конфликтом – и с этим энергичным и импульсивным лидером, ревностным сторонником Запада, по другую сторону баррикад" - а уж потом браться за проблему ядерного разоружения и иранский вопрос.
Президент Грузии Михаил Саакашвили, с точки зрения Дила, находится в Тбилиси "на своем месте", хотя избранная им модель интеграции с Западом и кажется обозревателю "шаткой". В связи с последовавшим за августовской кампанией оттоком зарубежных инвестиций Грузия теперь живет на "подачки от администрации Буша и Евросоюза", пишет он.
Дил критикует президента Франции Николя Саркози за то, что он якобы закрывает глаза на нарушения соглашения о прекращении огня со стороны России, а Саакашвили - за то, что в стране не проводятся обещанные реформы: оппозиционные партии "остаются слабыми и разобщенными", а "дружки президента контролируют большую часть СМИ". Он признает, что грузинский президент первым отдал приказ о нападении на Южную Осетию, но этот шаг, по его мнению, лишь явился спусковым механизмом "военно-дипломатической ловушки, которую методично расставил Путин".
"... Война подтолкнула и без того не желавших [присоединения Грузии к Североатлантическому альянсу] европейцев отклонить дальнейшие переговоры о [вступлении] в НАТО", - пишет Дил. Как он понял со слов самого Саакашвили, Грузия очень рассчитывает на нового президента США. "Но чтобы защитить пережившую войну и панику Грузию, США, вероятно, придется принять на себя обязательства совсем иного масштаба: не просто какое-то содействие в сфере безопасности в качестве замены членства в НАТО, но поставки вооружения, способного остановить российские танки; не просто советы сократить налоги и пошлины, но многомиллиардные дополнительные субсидии, чтобы удержать страну наплаву до тех пор, пока не вернутся инвесторы", - пишет Дил.
Такие действия со стороны США могут быть использованы Путиным как повод отказаться от сотрудничества с США по иранской проблеме или как способ поссорить Обаму с Европой, уверен обозреватель. Но если новая администрация будет колебаться, стоит ли независимость Грузии конфронтации с Москвой, "тогда российские войска, рассредоточенные вдоль новой границы, несомненно, перестанут окапываться и двинутся на Тбилиси, что лежит в 20 км к югу", заключает Дил.