Джон (Иван) Демьянюк предстал перед Мюнхенским судом, пишет Данило Таино в статье, напечатанной в газете Corriere della Sera.
89-летнего Джона Демьянюка, украинского происхождения, обвиняют в соучастии в убийстве в 1943 году 27900 евреев. Процесс над этим обвиняемым, вероятно, будет последним крупным немецким процессом по нацистским преступлениям. Как предполагается, суд продлится до мая будущего года, если позволит состояние здоровья подсудимого. Этот процесс должен вписать особую страницу в историю Холокоста, пишет автор статьи.
Демьянюк не был нацистским иерархом. Он был солдатом Красной армии, попавшим в 1942 году в плен к немцам. Его направили в специальный подготовительный лагерь для охранников, а потом, согласно обвинению, в Собибор, концентрационный лагерь в Польше. В этом лагере Демьянюк находился в течение 6 месяцев в 1943 году, именно в этот период из Вестерборка, Голландия, в Собибор прибыли 15 эшелонов с 29579 заключенными. Обвинение полагает, что в дороге почти полторы тысячи из них погибли. Отсюда и обвинение в том, что Демьянюк помог отправить в газовые камеры 27900 человек.
Обвиняемый отрицает, что когда-либо был в Собиборе. Как известно, в ходе предшествующих судебных разбирательств, в частности в Израиле в 1981 году, он утверждал, что никогда не причинял вреда ни одному живому существу: "Даже кур приходилось резать моей жене". Защита настаивает на том, что Демьянюк был вынужден работать в лагере, чтобы остаться в живых. Обвинение заявляет, что бывший охранник должен понести наказание не за то, что убивал (прямых доказательств нет), а потому, что он был частью системы, направленной на намеренное истребление людей. Защита, в свою очередь, намеревается задать вопрос, почему многим немецким начальникам лагеря Собибор не были вынесены приговоры, а нынешний суд ополчился против бедного солдата Красной армии. Этот процесс открывает еще одну рану: никогда раньше Германия не привлекала к суду не немца, "иностранного пособника", в процессах по Холокосту.
Если обвинение будет вынесено, то Демьянюк проведет в тюрьме оставшиеся годы жизни. Если же он будет оправдан, то неизвестно, куда он направится: пока ни одна страна не хочет видеть его своим гражданином, пишет в заключение автор статьи.