CША перестанут вести счет новым российским ракетам, сообщает The Washington Times. "Америка вот-вот лишится ключевого инструмента, служившего для контроля вооружений с финала холодной войны, - права размещать в России своих наблюдателей для подсчета ракет большой дальности, сходящих с конвейера", - поясняет журналист Николас Кралев. Конгресс среагирует бурно, и представители обеих партий будут спорить, кто виноват - администрация Джорджа У. Буша или нынешняя.
Только что стало известно, что в октябре Белый дом и Кремль заключили соглашение, предполагающее официальный вывод инспекторов из России 5 декабря, пишет автор. Теперь Вашингтон не сможет проследить, действительно ли Москва соблюдает соглашение о сокращении ядерного арсенала, опасаются республиканцы. Демократы, напротив, уверяют, что у команды Обамы нет выбора: она вынуждена выполнять тайную договоренность, достигнутую администрацией Буша и Кремлем в конце прошлого года.
По условиям договора СНВ-1, американские наблюдатели присутствуют на Воткинском машиностроительном заводе, выпускающем межконтинентальные ракеты. Администрация Обамы решила не стремиться к новому соглашению, которое позволило бы американцам остаться, сообщили источники в Белом доме и Конгрессе. Что до российских наблюдателей, то они работали на ракетном заводе Hercules Aerospace в городе Мэгна, штат Юта, но покинули его более 8 лет назад, так как США больше не производят межконтинентальные ракеты.
СНВ-1 запрещает производство определенных моделей ракет. Однако недавно командующий стратегическими ракетными войсками РФ Николай Соловцов заявил, по сообщениям российских новостных агентств, что по истечении договора начнется сборка и размещение ракет нового поколения "РС-24". Аналитики поясняют, что на разработки новых ракет в России запрет не распространялся.
Администрация Буша в ноябре 2008 года направила российской стороне свои предложения о договоренностях после истечения СНВ, не предполагавшие сохранения миссии в Воткинске, так как Вашингтон не хотел ограничивать количество носителей, поведала Пола Э. Десаттер, помощник госсекретаря по делам верификации и выполнения договоров в президентство Буша. Команда Обамы, наоборот, согласилась ограничивать количество носителей наряду с числом боеголовок, поэтому миссию следовало сохранить, добавила она. Администрация Обамы намерена до конца этой недели заключить промежуточное соглашение о частичном продлении мер верификации, но Воткинска оно не касается, сообщает газета.