Для молодого среднеазиатского гиганта, уже несколько лет проводящего активную дипломатию в направлении как Запада, так и России, организация саммита ОБСЕ - символ признания, пишет Le Figaro. "Это результат усиленного лоббирования, призванного заставить забыть о демократических огрехах Казахстана, чтобы подчеркнуть его политическую стабильность и огромный экономический потенциал, - подчеркивает корреспондент Сирилл Луи. - Прельщенные казахскими запасами нефти и урановыми шахтами, многие страны, в том числе Франция, открыто поддержали кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ".
В 1994 году Нурсултан Назарбаев принял решение построить новую столицу посреди степей, так как Алма-Ата была слишком загрязнена и слишком близка к Китаю. Астана, построенная на месте бывшего Целинограда, развивалась с ошеломительной скоростью: за десять лет население увеличилось с 300 тысяч до почти 700 тысяч жителей, а площадь города утроилась. "Столица новой казахской мечты для одних, показуха для других, Астана с избытком воплощает в себе все козыри и противоречия политической системы, действующей в стране с 1991 года, - подчеркивает издание. - Многие наблюдатели подозревают, что Назарбаев строил столицу "под себя" с единственной целью - удержаться у власти".
По мнению эксперта Института международных и стратегических отношений Рене Канья, "основание Астаны - одно из важнейших политических решений последних двадцати лет". Расположенный в центре Казахстана город позволяет контролировать всю страну. К тому же город, населенный предпринимателями и молодыми чиновниками, оказывается гораздо послушнее старой столицы, где сегодня сконцентрированы оппозиционные партии, независимые НКО и казахская интеллигенция, подчеркивает газета.
"Назарбаев создал Астану, чтобы показать респектабельное лицо своим иностранным партнерам", - считает Владимир Козлов, лидер оппозиционной партии "Алга". "На нарисованных по линейке улицах новой столицы никогда не услышишь о фальсификациях на выборах, издевательствах над оппозиционерами или нарушениях прав человека", - пишет издание. По признанию сенатора от партии президента "Нур Отан" Адиля Ахметова, "мы решили сначала развивать экономику; демократия придет позже". Пока же уровень жизни обитателей Астаны растет вместе с нефтяной рентой.
В отличие от соседней Туркмении, в Астане совершенно не практикуется культ личности, однако в мае парламент принял закон, присвоивший Назарбаеву титул "лидера нации". "Хотя это и авторитарный режим, в Казахстане дышится свободнее, чем у соседей", - признается один европейский дипломат. Однако будущее страны предсказать сложно, тем более что обсуждение вопроса о преемнике 70-летнего Назарбаева остается табуированной темой. "Тем не менее, это решающий вопрос для этого региона, взбудораженного зачатками радикализма и экстремизма", - отмечает эксперт Французского института международных отношений Тома Гомар. Покрыто туманом и будущее Астаны, в спешке построенной в неблагоприятных климатических условиях: за последние годы фундаменты нескольких зданий, возведенных на слишком влажных участках, просели, пишет газета.