Способен ли миллиардер Бидзина Иванишвили свалить президента Саакашвили? - вопрошает Foreign Policy. Иванишвили - новый феномен в политической жизни Грузии, человек, о котором сейчас больше всего говорят, поясняет журналист Томас де Ваал.
Автор встретился с Иванишвили в Тбилиси, в "футуристическом замке, построенном японским архитектором Шином Такамацу и окруженным небольшим лесом из современных скульптур". Миллиардер оказался невысоким, безупречно одетым, улыбчивым человеком. "Он держится просто, любит поболтать, но одновременно ощущается огромная уверенность в себе и колоссальное самообладание", - повествует автор.
По мнению издания, Иванишвили за месяц перевернул политическую жизнь Грузии с ног на голову. Саакашвили сумел сохранить власть после войны с Россией и постепенно вернул себе инициативу, напоминает автор. Накануне выборов 2012-2013 года Саакашвили и его окружение вновь оказались в господствующем положении и практически имели монополию на исполнительную власть, парламент, местные органы власти и СМИ.
Тут на сцену вышел магнат Иванишвили. Он сколотил в России капитал (на данный момент 5,5 млрд долларов, по оценкам Forbes) и ушел на покой - поселился в родном селе в Грузии, стал активно жертвовать на школы, театры, церкви, искусство. При этом он вообще не появлялся на публике, за что был прозван "Граф Монте-Кристо".
"И вдруг, как бы ни с того ни с сего, 7 октября Иванишвили объявляет, что займется политикой, бросает вызов Саакашвили и планирует на выборах будущего года "прийти к власти", - сообщает издание.
Живущие в Тбилиси знакомые Де Ваала в течение последнего года говорили, что правящая партия сделала много хорошего, но чересчур зациклилась на сохранении власти и утратила контакт с народом. Многим грузинам надоел нынешний режим, но оппозиция маргинализована и серьезной альтернативы Саакашвили не существует, пересказывает журналист слова своих источников.
В этой обстановке появление Иванишвили на политической арене вызвало живой интерес. Но самого Иванишвили знакомые журналиста оценили по-разному: одни говорили, что он изменил правила игры и дает людям надежду, другие советовали подождать, пока у него появится политическая программа.
"Рядовые грузины, с которыми я пообщался, почти напугали меня своим энтузиазмом", - пишет автор. Таксисты и знакомые, далекие от политических кругов, поддержали Иванишвили единодушно, ссылаясь на то, что он "очень много сделал для Грузии".
"Первоначальная реакция правительства на демарш магната была враждебной и вредной для самого правительства", - пишет автор, поясняя, что Иванишвили и его жену лишили гражданства, и он обратился напрямую к президенту. Правительство также провело проверку в банке, которым владеет Иванишвили, а проправительственные СМИ попытались саботировать его пресс-конференцию. "Все эти усилия разбились о рост популярности Иванишвили и недоверие к правительственной версии событий", - говорится в статье. Правда, в Иванишвили видят скорее движитель перемен, чем конкретную личность.
"Рано или поздно его личность станет что-то значить", - пишет автор и переходит к рассказу о своей беседе с миллиардером.
На вопрос, что заставило Иванишвили прийти в политику, магнат ответил, что раньше поддерживал нынешнее правительство, но в 2008 году счел, что Саакашвили победил на президентских выборах нечестно. "Я помогаю оппозиции прийти к власти, поскольку она не способна сделать это своими силами", - сказал Иванишвили.
Новую экономику Грузии Иванишвили назвал "потемкинской деревней", которую создало правительство. По его словам, в сфере бизнеса стало даже меньше свободы, чем при Шеварднадзе, так как правительство жестко контролирует доходы, СМИ и суды.
"Что в Иванишвили людей больше всего тревожит? То, что он заявляет о своей победе с железной уверенностью. Как я говорю, Грузии не нужен еще один мессия, - пишет автор. - Последних трех президентов - Гамсахурдию, Шеварднадзе и Саакашвили - поочередно приветствовали как спасителей страны. И каждый раз эйфория вытеснялась разочарованием".
В ответ Иванишвили рассмеялся. "Я прошу моих сторонников: "Не идеализируйте меня!" - сказал он и отметил, что заключил альянс с двумя независимыми оппозиционными партиями, особенно тесный - с партией прозападного политика Ираклия Аласании.
"Но характерно, что его рецепт радикален и держится на его собственной фигуре. Он говорит, что собирается сформировать новое правительство, изменить систему и уйти в отставку", - говорится в статье.
Журналист спросил Иванишвили о его отношении к России. Тот, по мнению автора, умело лавировал. С одной стороны, в августе 2008-го Россия поступила неправильно - "совершила колоссальную агрессию против грузинского народа", сказал он. "С другой стороны, я отлично понимаю, что мы не должны это драматизировать", - добавил Иванишвили. "Моя команда и я будем вынуждены немедленно начать переговоры с Россией, чтобы выйти из этой ситуации застоя", - заявил Иванишвили. По его словам, он уже начал распродавать свои российские активы.
Из беседы автор вынес ощущение, что Иванишвили является "своим собственным проектом" и руководствуется искренними побуждениями. Однако Де Ваала настораживает, что рецепт магната - это единоличное вмешательство одного человека, да и Грузия ищет нового спасителя нации. Для маленькой Грузии появление очередной яркой личности на политической сцене - колоссальное испытание, полагает автор.