Президент Путин сердит на президента Эрдогана, но мало чем может навредить ему или его стране, полагает обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский. "Путин может лишь чуть сильнее осложнить жизнь россиян", - считает он.
Россия мало что предприняла для наложения на Турцию конкретных экономических санкций, а также не совершила военных действий в отношении Турции, "поэтому эмоциональная реакция Путина выглядит ребяческой и необдуманной", пишет Бершидский.
После того как был сбит Су-24, Россия разместила в Сирии системы ПВО "С-400". Российская пропаганда утверждает, что это вынудило коалицию под руководством США воздерживаться от авиаударов в Сирии. По мнению автора, даже если эти утверждения правдивы, "выигрывает лишь ИГИЛ (запрещенное в России. - Прим. ред.)". Бершидский также считает, что эти действия России не особо затрагивают Турцию ("она не совершает авианалетов").
А как расценивать санкции России в отношении Турции, о которых было объявлено в понедельник?
По мнению Бершидского, эмбарго на фрукты и овощи и срыв туризма бьют по обеим сторонам, но наиболее болезненны для простых россиян.
Путин мог бы намного сильнее навредить Эрдогану, перекрыв поставки газа или прекратив строительство первой в Турции АЭС, которое ведет "Росатом". Но тогда российские компании потеряли бы прибыльный рынок, а "Газпром" мог бы утратить Южную Европу. "Вместо того, чтобы пойти на этот риск, российское правительство перекладывает новые издержки на собственных граждан, надеясь уравновесить это подстрекательской пропагандой", - говорится в статье.
"Россия ссорится все с новыми соседями, мир смыкает кольцо, и в конце концов россияне, возможно, осознают, что Путин - не решение, а проблема", - считает автор. Но пока сердитая риторика Путина популярна в России и подпитывает похожие настроения в Турции.
"Эрдоган не менее ловко, чем Путин, использует внешние угрозы, чтобы отвлечь внимание граждан, но противников у него меньше. Вероятно, Эрдоган извлечет из кризиса большую выгоду, чем Путин", - заключает автор.