Таяние ледяного покрова - машина по производству иллюзий, пишет корреспондент Жюльет Гарнье в материале для Le Monde. Недра Крайнего Севера, богатые углеводородами, привлекли многие нефтяные компании, однако разработка этих месторождений не оправдала ожиданий: в сентябре Shell отказалась от всех проектов у берегов Аляски, сообщает газета.
Что касается новых морских путей, то на бумаге перспективы освобождения Северного Ледовитого океана ото льда представляются прекрасными. Европе они обещают значительное сокращение расстояний, России - значительное повышение сбора пошлин за проход грузовых судов через ее территориальные воды. Однако пока владельцы торговых судов не спешат пользоваться новыми путями: "В 2014 году только один торговый корабль прошел по Северо-Западному морскому пути, 53 - по Северо-Восточному", - констатирует директор квебекского Совета геополитических исследований Фредерик Лассер. Проблема в многочисленных препятствиях. "Несмотря на потепление климата, условия навигации остаются очень рискованными в весенний и осенний периоды. Дрейфующие льды подвергают судовладельцев опасности задержек, несовместимых с "заранее составленным графиком" и "значительными штрафами за опоздание", - отмечает Лассер.
Стоимость строительства и эксплуатации судов с укрепленной носовой частью серьезно повысит издержки перевозчиков. Кроме того, дополнительные затраты на подготовку персонала, оплату пошлин и страховок, установку специального оборудования слишком высоки, отмечает автор статьи. И, наконец, Арктика не имеет ни одного промежуточного порта, необходимого, чтобы сделать перевозки рентабельными: "Это путь между двумя точками, который проходит через пустыню с точки зрения торговли", - подчеркивает Лассер. Так что арктическим путям не суждено в скором времени стать "автострадами XXI века", резюмирует издание.