Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступает в Берлине за более тесные отношения с ЕС
Спокойно, почти монотонно президент рассказывает историю одного превращения: его страна пережила тяжелые времена, она была поставлена в положение не очень привлекательного просителя, однако теперь, поскольку она реформировала свою экономику, интерес к ней возрос. Тем самым он ответил на вопрос о том, почему в прошлом ЕС так мало интересовался его страной, его регионом. Сегодня Германии и Европе важно, чтобы "регион не отстал в развитии", заявил он в беседе с Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Находящийся с визитом в Берлине президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дает понять, что прошли те времена, когда его страну считали бедной республикой бывшего Советского Союза. Он сетует на некомпетентность западной общественности, которая до сих пор не видит разницы между Афганистаном и Казахстаном и ставит в один ряд страны, расположенные "где-то там в Центральной Азии" - но не оставляет сомнений в том, что наиболее значимые силы уже давно признали значение его страны. Казахстан сам себя расценивает как якорь стабильности в нестабильном регионе, приобретающий все большее значение для всего мира благодаря богатству своих природных ресурсов.
Президент поставил перед правительством и страной в целом с ее 16-миллионным населением задачу выйти в один ряд с 50 наиболее успешными экономически развитыми государствами. Партнерами Казахстана являются Россия, Америка, Китай и ЕС. "Основным нашим партнером является, конечно, Россия, протяженность границы с которой составляет 7 тыс. км", - говорит Назарбаев. С этой страной его связывает, очевидно, нечто большее, чем просто политический расчет. До сих пор большая часть элиты Казахстана тесно связана своей биографией с большим соседом, а русский язык является Lingua franca (т.е. языком межнационального общения. - Прим. ред.) в казахском многонациональном государстве. Новый премьер-министр Карим Масимов, 41 год, потомок уйгуров, получил первое образование в Москве - прежде чем отправиться на учебу в Китай. Новый глава правительства, в профессиональной биографии которого значится владение несколькими иностранными языками, стал воплощением провозглашенной Назарбаевым "многовекторной внешней политики". Масимов владеет русским, английским, китайским и арабским языками.
Когда Назарбаева, который до этого сидел в кресле, непринужденно откинувшись на спинку, просят высказаться по поводу распространенного на Западе мнения о том, что Россия использует свои сырьевые богатства в качестве политического оружия, он выпрямляется, немного наклоняется вперед и усиливает голос: "Я не понимаю европейцев, когда они говорят так о России. Когда Россия использовала газ в качестве оружия шантажа? Россия предложила Украине цену на газ, которая вполовину меньше той, что платят европейцы, и тогда Украина начала воровать газ. Как это относится к самой России?"
При этом относительно недавно Казахстан сам имел неприятности с Россией. В 90-е годы Москва воспользовалась тем, что казахская нефть по дороге на Запад проходит по территории России, чтобы гарантировать себе внушительную долю доходов: транспортные тарифы на нефть из казахских месторождений были в два раза выше, чем для нефти из российских месторождений. Как только речь коснулась транспортных путей для собственной нефти и газа, Назарбаев снова стал более практичным: "Когда ситуация с трубопроводами через Россию перестала нас удовлетворять, мы поддержали строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан", - говорит он. Законченный к 2005 году проект вызвал раздражение в России, поскольку открывался транспортный коридор в обход ее собственной территории на юге. "Вопрос о транспортных путях Баку-Джейхан не является для нас вопросом политики. Для нас важно только то, как мы попадем на мировой рынок", - утверждает Назарбаев.
В Китай, граница с которым составляет 1800 км, казахская нефть течет по введенному в эксплуатацию в конце 2005 года трубопроводу; уже подписаны договоры о строительстве газопровода. Интерес Пекина к Центральной Азии в последнее время сильно вырос - с одной стороны, из-за сырьевых ресурсов, которые необходимы быстрорастущей китайской экономике, с другой стороны, по причинам политической безопасности. Правительство Китая опасается беспорядков, зачинщиками которых могут стать мусульманские меньшинства на западе страны. Нестабильность в бывших советских республиках Центральной Азии, расположенных по соседству, с точки зрения Китая, также представляет опасность для стабильности на его собственной территории.
Китай совместно с центральноазиатскими государствами (исключение составляет Туркмения) и Россией входит в состав Шанхайской организации сотрудничества, которая изначально задумывалась как объединение государств под эгидой борьбы с терроризмом, однако, по мнению Назарбаева, должна получить и мощный экономический компонент. Он подчеркивает значение развивающейся стремительными темпами казахско-китайской особой экономической зоны, которая, возможно, станет "чем-то вроде Гонконга", а также говорит о том, что казахские компании своими инвестициями хотят внести вклад в экономический рост Китая.
Москва и Пекин также усматривают в ШОС инструмент для снижения американского влияния в регионе. Однако сомнения вызывает то, является ли это целью и для Назарбаева. О своих отношениях с Вашингтоном он говорит так: "Мы стратегические партнеры, в том числе и потому, что Америка является для нас инвестором номер один. 35% иностранных инвестиций приходят из США". Президент США Джордж Буш принимал Назарбаева в Белом доме в сентябре прошлого года. Однако это ничего не изменило в отрицательном отношении американцев к тому, что Казахстан станет в 2009 году председателем ОБСЕ.
Для Казахстана в этой связи речь идет о престиже: страна позиционирует себя среди прочих бывших республик СССР как государство, которому лучше всех удалось продвинуть вперед политические и экономические реформы и даже частично завершить их. Если Казахстан первым на постсоветском пространстве станет председателем в ОБСЕ, это можно будет расценить как международное признание его достижений. К стремлению правительства Казахстана с пониманием относятся в Европе, где надеются на то, что это станет средством для осуществления в стране дальнейших реформ и, прежде всего, приведет к либерализации.
Яснее всего свою позицию относительно председательства Казахстана озвучило правительство Германии, и Назарбаев называет ФРГ "ключевым партнером" в Европе. Он охотно углубил бы взаимодействие с ЕС - например, в вопросе о политике добрососедства, поскольку, по словам президента, Казахстан является такой же европейской страной, как и оба недавно принятых государства. Как это сопоставимо с тем, что Казахстан наряду с Россией является мотором всех попыток экономической интеграции на постсоветском пространстве, пока неясно. Вполне вероятно, что и здесь речь идет о стремлении сохранять баланс между крупными игроками. С Казахстаном посередине.