Единогласное принятие Советом Безопасности ООН в декабре санкций против Ирана потрясло общественность и правящую элиту страны. Поползли слухи о смене высших чиновников, и возросли опасения по поводу возможного нападения со стороны США.
Еще до введения санкций позиции президента Махмуда Ахмадинежада оказались ослаблены его неспособностью справиться с растущей инфляцией и опрометчивыми заявлениями, в которых он подвергал сомнению реальность Холокоста и угрожал Израилю.
Сейчас начинают циркулировать слухи о том, что руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи намерен сменить ряд ключевых фигур, включая главу Совета национальной безопасности Али Лариджани, министра иностранных дел Манучехра Моттаки и посла в США Джавада Зарифа.
"Среди иранских лидеров ощущается серьезное беспокойство и неуверенность насчет последствий ядерной программы администрации Ахмадинежада", - сообщил Хусейн Бастани, бывший генеральный секретарь Ассоциации иранских журналистов.
"Говоря вкратце... принятие подобной резолюции против Исламской Республики застало их врасплох".
Представители Запада также отметили, что критика в отношении Ахмадинежада в стране усилилась после того, как Совет Безопасности ООН одобрил относительно мягкие санкции - они были смягчены, чтобы получить поддержку России и Китая.
"В Иране начинают раздаваться голоса, обеспокоенные тем, что иранский президент и иранская программа способствуют изоляции", - заявила на прошлой неделе госсекретарь Кондолиза Райс в интервью одному из немецких телеканалов.
Посол Франции в Вашингтоне Жан-Давид Левитт в интервью The Washington Times в понедельник сообщил: "Мы видим, что в иранских средствах массовой информации начались дебаты о нынешней ситуации в Иране - об усилении изоляции и конфронтации".
В беседе с The Washington Times на прошлой неделе один из ближневосточных дипломатов заявил после визита в Тегеран, что иранцы обеспокоены не столько конкретными экономическими санкциями, сколько единой позицией стран, которые их поддержали. В числе этих стран оказались Россия и Китай.
В стране образовался альянс реформаторов и консерваторов-"реалистов", которые заявляют, что действия президента поставили страну на порог войны.
В последние дни звучат разговоры о том, что аятолла Хаменеи отказывается принимать президента, демонстрируя свое недовольство усилившейся изоляцией Ирана.
Сообщается также, что аятолла недоволен неспособностью Моттаки найти союзников среди соседних арабских стран, в то время как США поощряют антииранскую позицию умеренных арабских стран.
Кроме того, официальные лица обеспокоены, что Лариджани, возглавляющий переговоры по ядерному вопросу, своим непоследовательным подходом к переговорам без необходимости разозлил верховного представителя Евросоюза по внешней политике Хавьера Солану.
"Вероятно, Лариджани не понял, что нельзя обращаться с Соланой таким образом и при этом не разочаровать Евросоюз", - пояснил один из европейских дипломатов в Тегеране, пожелавший остаться неизвестным.
Иранцы более серьезно восприняли угрозу военных действий со стороны США после того, как бывший глава Корпуса стражей исламской революции на прошлой неделе заявил по государственному телеканалу, что Вашингтон рассматривает возможность "серьезной конфронтации" с Ираном.
"Когда мы увидели, что (Мохсен) Резаи открыто говорит о готовящемся американском ударе и о том, что он хочет стать мучеником, мы были поражены, - рассказывает Саханд, молодой иранский режиссер. Он, как и ряд других опрошенных, попросил не называть его имя полностью. - Впервые об этом было объявлено по государственному телевидению".
Среди информированных иранских аналитиков это интервью вызвало тревогу. Как они отмечают, в официальных новостных выпусках в Иране не так уж часто говорят о плохих новостях.
"В прошлом месяце, вечером того дня, когда были введены санкции, диктор объявил зрителям, что это ничего не значит и что иранцы видели и худшие времена в ходе войны с Ираком, - говорит телепродюсер Лейла. - Я боюсь, что выступление Резаи... готовит людей к военным действиям против Ирана".
Беспокойство в обществе возросло из-за усиления американских сил в Ираке и отправки в Персидский залив второго американского авианосца John C. Stennis. Иранская армия ответила трехдневными военными испытаниями, в ходе которых в пустыне на юго-востоке от Тегерана были запущены ракеты "Зальзаль" и "Фаджр-5".
На прошлой неделе Россия завершила поставку Ирану 29 зенитных ракетных комплексов "Тор-М1". По данным европейских дипломатических источников в Тегеране, они будут размещены на ядерных объектах в Центральном Иране.