Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 февраля 2008 г.

Джек Скофилд | The Guardian

Бывший агент КГБ преследует компьютерных преступников

Не всякий глава компьютерной компании набрался бы наглости, чтобы надеть яркую красную футболку со своим портретом в образе Че Гевары. Не каждый собрал бы 50 журналистов на обед в традиционном московском ресторане, под занавес сплясав казацкий танец в окружении слегка смущенных певиц в национальных костюмах и с балалайками.

Далеко не все российские компании, производящие программное обеспечение, сумели выйти на международный уровень и стать узнаваемыми брендами. Просто одетый, бородатый и голубоглазый Евгений Валентинович Касперский (в прошлом старший лейтенант КГБ) добился этого благодаря успеху своей антивирусной компании - Лаборатории Касперского. В то же время не похоже, что он страдает манией величия, - этот человек с бокалом пива в руке не выделяется среди остальных.

В бизнес он пришел случайно: стал коллекционировать компьютерные вирусы в качестве хобби, когда в 1989 году его компьютер в министерстве обороны оказался заражен программой Cascade. К 1991 году он написал антивирус для обнаружения и уничтожения вредоносных программ, а в 1997 году стал одним из основателей Лаборатории Касперского. Название фирмы придумала его бывшая жена Наталья после того, как партнеры из AVP заявили, что использовать их бренд в названии нельзя. Она же руководила фирмой в течение десяти лет. Когда-то супруги нанимали актеров, чтобы те исполняли роль Касперского, но теперь Евгений слишком известен, чтобы это могло пройти.

Наступление вирусов

Компания, некогда бывшая семейным предприятием, теперь имеет около 800 сотрудников, ее услугами пользуются более 250 млн человек по всему миру. Однако лаборатория по-прежнему находится в частной собственности, так что предоставлять финансовые отчеты акционерам она не обязана. Тем не менее, финансовый директор компании Евгений Буякин говорит, что оборот за 2007 год составил 200 млн долларов (100 млн фунтов), а если рост продолжится, то "через пять лет, а то и раньше он может достичь миллиарда долларов". Цель компании - обойти McAfee и стать вторым в мире производителем программного обеспечения в области безопасности.

Мир компьютерных вирусов изменился так же сильно, как и Лаборатория Касперского. По словам бизнесмена, сейчас наступил третий период в истории вредоносных программ. На первом этапе - когда он только начинал работу - действовали вирусы, заражавшие файлы, и прочие "детские" программы. Чаще всего они распространялись на дискетах. На втором этапе - в 2000-2004 годах - наступила эпоха интернет-червей вроде I Love You и Melissa, которые часто приходили по электронной почте.

"Сегодня мы живем в мире киберпреступников, - рассказывает Касперский. - Плохие парни разрабатывают вредоносные программы, чтобы нажиться. Они уже не дети! В основном зараженный код поступает через вредоносные веб-страницы. Чтобы заманить туда посетителей, используют спам, электронную почту, блоки, форумы, социальные сайты и прочие средства общения".

Трояны и боты, свойственные третьему этапу, гораздо сложнее предшественников. Вместо того чтобы привлекать к себе внимание, "они прячутся, поэтому обнаружить и удалить их крайне непросто. Они знают, как удержаться в системе". Для компаний в сфере безопасности это куда более трудное испытание, чем борьба с известными вирусами, и клиентам необходима технология, способная заранее распознавать опасную активность со стороны любого рода программ.

Это не всегда легко. Касперский вспоминает некую скрытную программу, которая при каждом соединении с сетью тайно связывалась с неизвестным сервером - "типичный шпион". Вы бы удалили такую программу, не правда ли? Но оказалось, что это система для защиты ноутбуков от кражи. "Пришлось извиниться", - улыбается Касперский. Это была одна из тех программ, которые существуют, по словам предпринимателя, в "серой зоне": компании еще только выясняют пределы дозволенного. Проблема в том, что создатели вредоносных программ стараются замаскировать их под безобидные приложения. Так кому же решать? Касперский пожимает плечами: "Иногда мы побеждаем, иногда проигрываем".

Эвристический подход изменил рынок, где раньше господствовал простой подход к уничтожению вирусов. "Прежде мы лишь отвечали плохим парням, - рассказывает Касперский. - Они делают шаг, мы на него реагируем. Теперь они ищут способы обойти нашу защиту, так что сложилась практически паритетная ситуация".

Касперский хвалит Microsoft за стремление предложить "общие решения" с помощью службы OneCare, "предлагающей обеспечить настройку и резервные копии. Говорят, что она создана не для защиты клиентов: с помощью OneCare компания исправляет три основные проблемы в области технической поддержки".

Если антивирусные фирмы захотят обеспечить покупателям такие же услуги по удаленному оказанию помощи, это приведет к росту затрат и требований к персоналу. Однако Касперский говорит: "Мы не боимся Microsoft" (компания получила лицензию на разработки Лаборатории Касперского после приобретения в 2005 году фирмы Sybari). Безопасность - "одна из самых прибыльных областей, так что я не удивлен, что корпорация хочет в ней участвовать", добавляет бизнесмен. "Но для них это отнюдь не главная задача. Такая большая компания не может сосредоточиться на безопасности. Чтобы превзойти нас, им придется сконцентрировать в этой области такие же силы, какие концентрируем мы".

Широкие перспективы

Лаборатории Касперского приходится соперничать с компаниями Symantec и McAfee, которые продают значительную долю программного обеспечения, предустановленного на новые компьютеры. Касперский говорит, что этот путь раньше был закрыт. "Кто вы такие? Маленькая русская компания. Но теперь мы международная компания и тоже планируем этим заниматься", - обещает он.

Предприниматель считает, что лаборатория имеет преимущество на таких рынках, как Китай или Бразилия, еще не занятых конкурентами. "Для американских компаний американский рынок всегда остается на первом месте, - объясняет он. - Для нас это не так".

В долгосрочной перспективе Лаборатория Касперского намерена выпустить ценные бумаги, разместив их, вероятно, на одной из европейских фондовых бирж. Это сделает основателей бизнеса богачами. "Главная цель не в том, чтобы заработать денег. Их хватает. Наша задача - получить финансовую опору, - говорит Касперский. - А это нелегко сделать частной компании, особенно когда речь идет о США и Великобритании".

Тем не менее, он не собирается переносить компанию из Москвы. Здесь лаборатория может рассчитывать на постоянный приток выпускников вузов, которые, как и сам Касперский, хорошо разбираются в математике, криптографии и программировании. По мнению предпринимателя, большинство из тех, кто хотел уехать из России, уже уехали, причем некоторые из них готовы вернуться. Переносить свою компанию в Оксфорд, где находится британское подразделение Лаборатории Касперского, он не собирается.

А ведь все могло повернуться иначе. В 1990-е годы Касперский подумывал пойти в компанию Aylesbury и работать на доктора Алана Соломона, отца британских антивирусов. Однако Наталья не хотела уезжать из России, она "считала эмигрантов своего рода предателями". В 1997 году доктор Соломон продал свою фирму S&S International компании Network Associates, которая затем превратилась в McAfee. Вот бы удивился бывший офицер КГБ, окажись он по другую сторону баррикад.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru