Верховный суд обязал израильское правительство пересмотреть маршрут, по которому пройдет барьер безопасности.
"Демократия, оказавшаяся в осадном положении, вынуждена жить в условиях неизбежных противоречий, но при этом она пытается установить равновесие между соблюдением прав человека и долгом защищать своих граждан. Я болезненно переживаю подобные парадоксы: как израильтянин, я горд решением Верховного суда, потому что оно свидетельствует о том, что мы всегда были правовым государством; как житель Иерусалима, я буду испытывать больший страх за свою семью".
Йоси Клейн Халеви родился и вырос в Нью-Йорке, с 1982 года живет в Израиле. В молодости он был экстремистом, увлеченным идеями раввина Меира Кахане, потом стал левым, а в последние годы - вновь сторонником правых идей. Он аналитик из центра "Шалем" в Иерусалиме и пишет для либерального американского журнала The New Republic.
- Судьи приняли решение, от которого зависит жизнь и смерть. Долг государства заключается как минимум в том, чтобы защищать жизнь своих граждан: если этот контракт разрывается, государство утрачивает легитимность. Боюсь, что многие израильтяне обвинят Верховный суд в том, что он уделил недостаточно внимания их безопасности. И это представляет большую опасность, потому что нация, находящаяся в состоянии войны, не может позволить себе оказаться без поддержки.
- Таким образом, мы возвращаемся к противоречиям демократического общества?
- Да, я называю их "демократическим абсурдом". Вот два примера: семьи арабо-израильских камикадзе получают пособия как родственники жертв терроризма: по закону считается, что и смертники умерли в результате теракта. Но с этим приходится мириться, потому что это закон. Если мы будем делать исключения, правовое государство рухнет. И еще: если страна находится в состоянии войны, долгом каждого гражданина является служба в армии. Тот, кто с этим не согласен, должен идти в тюрьму, и это справедливо, потому что необходимо беречь социальную солидарность.
- Верховный суд США вынес приговор против Белого дома по делу о заключенных в Гуантанамо и определенным образом ограничил претензии Буша, который хотел получить чрезвычайные полномочия.
- Демократия в состоянии войны должна обладать достаточной силой, чтобы не потерять поддержку "ястребов", и действовать корректно, чтобы не потерять поддержку либералов. Очень узкая тропинка, по который мы здесь в Израиле ходим каждый день. Буш не должен ослаблять внимания: превышение власти приводит к утрате поддержки со стороны части американцев. Тот факт, что израильские левые, я не беру в расчет экстремистские группировки, продолжают носить военную форму и продолжают службу на территориях, свидетельствует о том, что правительство не утратило легитимности в глазах большинства населения.
- Чарльз Краутаммер написал в Washington Post, что Израиль одержал победу во второй интифаде, потому что терроризм, даже если теракты полностью не прекратятся, больше не является стратегическим выбором для палестинцев.
- Эти четыре года были своего рода экспериментом для фундаменталистов: сколько терактов против гражданских лиц следует совершить до того, как в обществе начнется раскол? Задачей на ближайшую перспективу было лишить нас общественного пространства и превратить нас в людей, которые не выходят из дома, не разговаривают, не дискутируют. Сначала мы испытывали страх, но потом решили не отказываться от нашей общественной жизни. Это сражение мы выиграли.