"Видите вон тот дом? Если бы строительство разделительной стены продолжалось вокруг Иерусалима, как это было предусмотрено, то мой дом оказался бы за пределами израильской зоны. Страна, в которой я являюсь одним из депутатов, вышвырнула бы меня за бетонную стену".
Арабский израильский депутат Ахмед Тиби, живущий в Восточном Иерусалиме, с нескрываемым удовольствием прочел текст "исторического" постановления израильского Верховного суда, который распорядился прекратить возведение 40-километрового участка "барьера безопасности", призванного "защитить Святой город от нападений террористов-самоубийц".
Разумеется, суд в лице председателя Аарона Барака и двух асессоров - Михаэля Шейкина и Элиаху Мацы, не поставил под сомнение законность самой идеи строительства "антитеррористического барьера". Но ссылаясь на необходимость соблюдения "прав местного населения", суд постановил, что маршрут его пролегания должен быть изменен, а уже построенный 3-километровый участок демонтирован.
Это решение стало победой для десяти палестинских деревень, подавших апелляцию в Верховный суд, но прежде всего - для жителей арабского городка Эр-Рам, расположенного на дороге между Иерусалимом и Рамаллахом. В городке проживает 64 тысячи человек, и большинству из них грозила участь оказаться изолированными от города, хотя они имеют голубые удостоверения личности, выдаваемые еврейским государством.
Ариэль Шарон и члены его кабинета, заседающие в Западном Иерусалиме (еврейской части города), не ожидали, что судьи вынесут столь суровое решение. Сочтя, что проводящиеся работы "серьезно травмируют местных жителей" и "нарушают их права, гарантированные гуманитарным законодательством", судьи заявили, что строительство "серьезно стесняет свободу передвижения для местного населения, нарушая его образ жизни".
В то же время председатель Барак и его асессоры не сказали ничего по поводу выплаты компенсаций палестинцам, чьи земельные участки были экспроприированы под строительство "стены". Впрочем, этого и не требовалось, поскольку еще во время дебатов еврейское государство обязалось выплатить компенсацию тем лицам, интересы которых судьи сочтут ущемленными.
"Дела, которые судей не касаются". Ознакомившись с постановлением, министр Узи Ландау ("ястреб" из партии "Ликуд") заявил, что "судьи влезают в дела, которые их не касаются". Его коллега, министр здравоохранения Дани Наве обещал уже в воскресенье представить проект закона, "запрещающего Верховному суду вмешиваться в дела, касающиеся обеспечения безопасности". "Между якобы ущемляемыми правами палестинцев и безопасностью моих сограждан я свой выбор давно уже сделал", - добавил он.
В то время как молодежь Эр-Рама отмечала победу своего адвоката Мухаммеда Дахле "концертом" автомобильных сигналов, постановление Верховного суда отмечалось и в Мевасерет-Ционе. Жители этого еврейского пригорода Иерусалима создали комитет по борьбе против строительства стены, которая изолировала их от соседней палестинской деревни Бейт-Фурик. Именно этот комитет стал инициатором подачи жалобы в Верховный суд; впоследствии к этой инициативе присоединился ряд правозащитных организаций.
В Тель-Авиве крупные чиновники министерства обороны приступили к разработке новой конфигурации стены, "учитывая требование суда соблюсти баланс между безопасностью страны и гуманитарными соображениями".
Между тем юридические советники министра Шауля Мофаза ожидают новой волны апелляций со стороны других палестинских деревень Западного берега, где осуществляется конфискация земель. Тревогу испытывают и в окружении министра иностранных дел Сильвана Шалома, который считает постановление Верховного суда плохим предзнаменованием перед 9 июля - днем, когда Международный суд в Гааге должен вынести решение относительно законности строительства стены.