Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 июля 2004 г.

Том Партифф | The Times

Недостаточно заставить человека плакать

Московский скульптор спроектировал мемориал 11 сентября, но многим он не нравится

70-летний Зураб Церетели говорит по позолоченному мобильному телефону. "Да, спасибо, - воркует он. - Большое спасибо, целую". Маленький и плотный, непрерывно движущийся по огромной мастерской, как сгусток энергии, он общается с помощниками по щебечущим телефонам.

Церетели - феномен мира искусства. Этнический грузин, живущий в России более 40 лет, он самый известный художник и скульптор страны, над которым чаще всего насмехаются. Любимец политической элиты, он воздвигает свои "монументы" по всему миру, вызывая восхищение и насмешки.

Теперь Церетели, который числится в друзьях мировых лидеров и голливудских звезд, втягивается в новый скандал. Вопреки протестам местных жителей, его памятник жертвам 11 сентября высотой с десятиэтажный дом будет установлен на берегу Гудзона, в Джерси, напротив Нью-Йорка.

Местные жители устраивают акции протеста против гигантского сооружения: 10-метрового титанового шара в форме слезы, подвешенного внутри 30-метровой бронзовой рамы с дырой с рваными краями. Один из выживших во время атаки на Всемирный торговый центр назвал памятник "чем-то средним между шрамом и женским половым органом".

Церетели, который расхаживает по своей московской студии мимо портрета, на котором он угощает сигарой Роберта де Ниро, это, похоже, не трогает. Он отвергает разговоры о протестах в Джерси. "Он всем нравится", - жизнерадостно заявляет он, остановившись перед макетом пресловутого мемориала.

Он автор десятков гигантских скульптур, стоящих по всему миру. Среди них "Добро побеждает зло", установленная перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке - святой Георгий, пронзающий копьем двуглавого дракона среди гильз ядерных ракет. Есть еще статуя Колумба высотой 300 футов, отвергнутая пятью американскими штатами, прежде чем Пуэрто-Рико согласилась взять ее в 1999 году.

Идея мемориала 11 сентября возникла в первые дни после того, как самолеты нанесли удар по Всемирному торговому центру в 2001 году. "Когда я увидел, что произошло, эту трагедию, она меня тронула, - вспоминает Церетели. - Я поймал себя на том, что у меня слезы на глазах. Мои эмоции сразу же начали выплескиваться на бумагу". Эти эскизы воплотились в предложение, принятое в прошлом году комитетом, созданным в Джерси, чтобы выбрать проект мемориала жертв 11 сентября.

Сооружение будет стоять на девятигранном гранитном основании, на котором будут написаны имена 3,4 тыс. жертв, говорит Церетели. Вода подается по бронзовой раме в "слезу печали", охлажденная почти до температуры замерзания и в результате падающая крупными каплями длиной в фут.

"При вашем приближении, вы отражаетесь в слезе, как будто это вы плачете", - говорит он.

Он везет из России в Джерси группу из 20 инженеров, сварщиков и альпинистов, которые начнут работу в августе. Мемориал частями везут через Атлантику из Петербурга. Строительство должно закончиться к третьей годовщине терактов.

Церетели выбрал участок на берегу Гудзона, увидев его с вертолета, так как на этом месте ничто не загораживает памятник, и он виден со всех сторон. Однако некоторые местные жители не в восторге от такого выбора, хотя Джерси не платит за памятник, и это единственная причина, по которой ему было отдано предпочтение.

Ассоциация жителей ведет кампанию против памятника, и городской музей Джерси призвал пересмотреть решение. В скульптуре "используется банальный символ печали, и его банальность усугубляется большим размером", написал недовольный художник в Hudson Reporter.

Мэр Джерси Глен Каннингэм защищает решение, согласно которому проекту Церетели было отдано предпочтение перед 65 другими предложениями. "Посмотрите на Пикассо, Микеланджело, да хоть Леонардо да Винчи, - заявил он журналистам в апреле. - Люди считали да Винчи безумцем. Какой крупный художник не вызывает споров?"

Церетели энергично себя защищает. По его словам, одна американская журналистка написала "всю возможную ложь и гадости". "Мой адвокат связался с ее редактором, и ее отправили в Африку. Если кто-то критикует монумент против терроризма, он сам террорист".

Что касается оппонентов на родной земле, он говорит, "это все политика". В России Церетели вызывает даже больше споров, чем за границей.

Он родился в Тбилиси в 1934 году, учился на художника и быстро привлек внимание советской элиты своими смелыми мозаиками. Его связи с номенклатурой дали ему возможность в 1960-е годы поехать во Францию, где он познакомился с двумя своими кумирами, Шагалом и Пикассо.

В 1990-е годы Церетели стал фаворитом могущественного мэра Москвы Юрия Лужкова, который, по сути, дал ему карт-бланш на возведение скульптур в городе.

"Это имело чудовищные последствия", - говорит Марат Гельман, владелец известной галереи, возглавляющий борьбу с произведениями Церетели и называющий стиль художника "безвкусным кичем, где смешиваются разные стили и периоды".

Противники грозились взорвать 300-футовый памятник Петру Великому, установленный на берегу Москвы-реки в 1997 году. Секрет успеха художника, по мнению директора Государственного архитектурного музея имени Щусева Давида Саркисяна, заключается в его упорстве и опыте. "Он великий организатор, а его работа полностью отвечает ожиданиям масс. Нынешние времена - это новое средневековье: культура разгромлена, и ей на смену пришел кич. Церетели здесь вполне на месте".

С точки зрения художника, это не более чем зависть. "Некоторые не любят Лужкова, и им нужен козел отпущения, на которого можно направить свой гнев. Я удобная мишень", - говорит он. К тому же клеветникам не удается поколебать уверенность Церетели. У дверей его мастерской стоит "Роллс-ройс", а по стенам развешаны его фотографии с Катрин Денев, Кофи Аннаном, Джорджем и Барбарой Буш, президентом Путиным.

"Меня вдохновляют солнце, добрые друзья, вкусная еда, - говорит он. - Я всегда смотрю вперед, а не назад".

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru