Чем пахнет Алан Камминг?
Хм. Мужественная, вкусная смесь черного перца и бергамота с намеком на сосну, виски и - что бы это могло быть? - каучук. Это Алан Камминг, "разлитый по флаконам", один из новейших и самых невероятных запахов, который появится на рынке ароматов от знаменитостей, присоединившись там к Curious Бритни Спирс, Glow Миами Глоу и - в ближайшее время - Live Дженнифер Лопес.
Даже поклонники актера Алана Камминга могут поджать губы при мысли о том, что от них будет пахнуть человеком, сыгравшим роли одиозного галантерейщика ("Круг Друзей") и смотрящего искоса инспектора манежа ("Кабаре"). Настоящий житель Нью-Йорка, Камминг не часто становится предметом внимания еженедельников, чья любовь к знаменитостям, равно как и свобода слова, полезны для производителей ароматов.
"Нет, я не Бритни", - сказал он по телефону из Лос-Анджелеса, где участвовал в совещании кинематографистов. Возможно, именно потому, что он не Бритни, он может позволить себе относиться к своему аромату как к чему-то летучему. "Это похоже на гримасу поп-культуры, - сказал он. - Но начинать надо с того, что мне это нравится".
Нравится и фирме Sephora, которая ошеломила Камминга и его парфюмера, Кристофера Брозиуса, попросив его пользоваться этим ароматом. Скоро появятся средства для душа - скрабы и мыло Cumming.
Брозиус заявил, что, по его расчетам, продажи одеколона в этом году достигнут примерно 1 млн долларов.
"Это явное безумие, и оно удивляет нас не меньше, чем любого, кто это видит", - сказал Камминг, побывавший в нескольких магазинах Sephora, включая новый магазин на Манхэттене.
Предполагаемый объем продаж Камминга - мелочь для Элизабет Арден, чьи Curious за четыре месяца прошлого года принесли 36 млн долларов. Реакция Камминга представляется адекватной. Слово "безумие" точно описывает мир, где торговцы ароматами приписывают Спирс "вдохновенность" с той же неутомимостью, с какой еженедельники вроде Star рассказывают о ее дурном вкусе, где косметические компании считают неспособность молодых потребителей надолго сосредоточиться выгодной, а известность рассматривают как неистощимый ресурс.
Сегодня нет ничего такого, что не заслуживало бы рассмотрения. Аромат Дональда Рамсфельда? А если что-то президентское - аромат W или не столь прозрачный Oval?
"Я удивляюсь, что у Марты Стюарт нет своих духов", - заявил Рочелл Блюм, президент торговой группы Fragrance Foundation.
Производителям духов знаменитости нравятся не меньше, чем универмагам, которые продают одежду, названную именами знаменитостей, получая огромные доходы. Поп-звезды вроде Лопес притягивают молодых женщин к прилавкам с духами в таких универмагах, как Macy, где их ароматы продаются рядом с такими образчиками классики как Chanel No. 5. Они и недешевы. Цена колеблется в диапазоне от 40 до 55 долларов.
После нескольких тощих лет в прошлом году продажи духов в США выросли на 2%, до 2,8 млрд долларов, сказала Мария Ианни, менеджер маркетинговой компании NPD Beauty. В 2000 году бренды знаменитостей на рынке ароматов составляли 2%, сегодня их доля достигает 6%.
Важнее то, что 31% из первых 100 наименований духов, по сравнению с 26% в 2003 году, либо названы в честь знаменитости, либо знаменитость участвует в рекламной кампании. Так, нынешней осенью Гвинет Палтроу будет рекламировать Pleasures производства Estee Lauder.
"В последние два года тенденция нарастает", - заявил Патрик Буске-Шавен, президент группы Estee Lauder, которая прошлой осенью вышла на рынок с одеколоном Трампа и привлекла Бейонс Ноулз к рекламе аромата Томми Хилфиджера True Star. Буске-Шавен недавно побывал в Москве, где только и слышал: "Когда вы привезете Trump в Москву?". Поездка в Россию находится в стадии подготовки.
Несмотря на репутацию Estee Lauder и уверенность Буске-Шавена в том, что лишь немногие знаменитости могут стать брендами мирового класса, он полагает, чтобы со стороны Estee Lauder было бы неразумным не претендовать хотя бы на скромный участок в мире знаменитостей.
"У нас очень сбалансированный подход к этому, - сказал он. - Однако мы должны прислушиваться к душе разных сегментов рынка, и сегодня знаменитость действительно вызывает отклик. Мы были вынуждены это учитывать".
Нынешней осенью Coty выйдет на рынок с Lovely Сары Джессики Паркер, ароматом Киморы Ли Симмонс и Live, четвертым ароматом Лопес за три года.
"Наше положение дает нам возможность выбирать партнеров", - заявил генеральный директор Coty Бернд Битц, отказавшийся комментировать сообщения о том, что компания ведет переговоры с Мадонной.
Ароматы Лопес, которые, по оценкам, принесли 250 млн долларов, отражают стратегию Coty, выбирающей звезд по признаку многогранности. В случае Лопес речь идет о певице, актрисе, гламурной женщине и подающем надежды модельере. Имеет значение и готовность знаменитости раскрыть тайны своей индивидуальности создателям аромата и упаковки.
"Потребитель хочет купить именно это", - заявил Битц. По его прогнозу, бренд Лопес будет даже долговечнее бренда Элизабет Тэйлор, чьи White Diamonds возглавляют список продаж Elizabeth Arden с момента появления на рынке в 1991 году.
"Мы полагаем, что Дженнифер может продержаться еще дольше", - сказал он.
Может быть, но ароматы знаменитостей ориентированы на потребителей в возрасте 16-28 лет, слава недолговечна, и неизбежно наступит момент, когда спрос начнет падать. Одним из способов решения проблемы для Coty стало производство продуктов со схожими названиями: Miami Glow, тяжелый аромат "цветов кокоса и апельсина" последовал вскоре за Glow.
Весной Elizabeth Arden предложила поклонникам Бритни Спирс продукт "два в одном" - на одном конце губная помада, а на другом шариковый дезодорант. "Мы не можем держать его на складе", - сказала Тамара Стил, вице-президент компании по глобальному маркетингу о продукте стоимостью 25 долларов.
Но производители престижных ароматов говорят, что множество новых продуктов и версий лишают индустрию шарма. "Постоянное мелькание имен - я называю это синдромом Хилтона - только снижает имидж" индустрии, заявил Арье Копельман, вице-президент Chanel, которая снимает в рекламных роликах таких актрис, как Николь Кидман. "Я думаю, что это вредно для будущего роста, который и без того невелик".
В прошлом году, по данным Fragrance Foundation, появилось около 300 новых мужских и женских ароматов. Это вдвое больше, чем в 2000 году, и намного больше 67 названий, появившихся в 1990-м. Стремительная атака снижает ожидания потребителя, как увидел Брозиус в случае с одеколоном Камминга.
Производители предпочитают долгосрочный подход к бренду. "Доходность появляется, когда аромат становится классикой", - отметил Буске-Шавен. Но это затрудняется фактором времени.
"Когда вы создаете аромат с нуля, вы должны придумать персонаж, взять имидж ниоткуда, - сказал Кеннет Херст, дизайнер флаконов и упаковки, о стандартной практике 20-летней давности. - В случае со знаменитостью имидж и поклонники уже существуют. Репутацию строят СМИ. Это бесплатная реклама для производителей ароматов".
Херст, работавший с Селин Дион над ее ароматами в Coty, добавил: "Я перестал создавать новые ароматы и перешел на ароматы знаменитостей".
Именно в этом и состоит проблема отрасли, заявил консультант Аллан Мотус. По его словам, с 1997 года количество флаконов, проданных в универмагах, выросло на 18%, а в долларовом исчислении продажи остались на прежнем уровне. "Увеличивая количество новых марок, компании заменяют объемы, - сказал он. - Они ничего не наращивают".
Хотя Мотус восхищается дизайном и ароматом Curious и отмечает, что флакон с пульверизатором нравится молодым женщинам, он удивляется, почему компании не производят портативные продукты - для поколения, которое любит BlackBerries и iPods.
Руководители отрасли говорят, что инновации в области дизайна и запахов, возможно, станут следующей волной.
"Мобильность и хороший дизайн - безусловно знамение времени, и технические новшества любит не только молодежь", - заявил Буске-Шавен. В прошлом году он показал своей дочери новые варианты дизайна для аромата, включая шарик, переливающийся всеми цветами радуги. "Его она и выбрала", - сказал он. Его дочери 12 лет.