К 100-летней годовщине начала Первой мировой испанский писатель Хуан Эслава Галан, автор многочисленных исторических романов и научно-популярных книг, собрал ряд забавных и примечательных фактов тех времен. В газете El Mundo он публикует отдельные истории из новой книги "Первая мировая война: рассказ для скептиков".
1) Пилот-опустошитель
В годы Первой мировой во французских ВВС звания "ас" удостаивались летчики, которые сбили 5 вражеских самолетов. К 14 октября 1918 года на счету американца Говарда Клейтона Ноттса было 6 немецких машин. В этот день Ноттс сам был сбит и взят в плен, но уже в бытность военнопленным умудрился добавить к своим трофеям еще 7 самолетов.
Когда Ноттса везли на поезде в лагерь для военнопленных, он заметил, что в том же составе, на открытой платформе, транспортировались 7 новеньких "фоккеров". "Когда поезд сделал остановку, Ноттс, воспользовавшись невнимательностью охранников, кинул окурок на кучу пакли и стружек на платформе с "фоккерами". Поезд тронулся, воздушный поток раздул пламя, и 7 вражеских самолетов сгорели", - говорится в статье.
Немцы призадумались, не расстрелять ли Ноттса за диверсию, но в итоге помиловали его, сочтя, что он просто выполнял воинский долг.
2) Почему грипп называется "испанка"
Болезнь, первый случай которой был выявлен на военной базе в США, скосила около 50 млн человек в 1918 году. При этом правительства европейских стран, участвовавших в Первой мировой, скрывали ужасающие потери от гриппа, однако в Испании, которая была нейтральной страной, страшное шествие эпидемии не замалчивалось, отмечает испанский писатель, сетуя, что это еще один штрих к "черной легенде" - незаслуженно негативному имиджу Испании.
3) "Цензура в словарях"
"Великая война сопровождалась пропагандистской войной, то есть преследовались все положительные отзывы о противнике", - пишет Галан. Многие английские аристократы немецкого происхождения спешно сменили фамилии, даже королевская семья переименовалась из Саксен-Кобург-Готской династии в "дом Виндзоров".
Во Франции одеколон (изначально "вода из Кёльна") стали называть "вода из Прованса". В американских меню так называемые франкфуртеры (франкфуртские сосиски) превратились в "сосиски свободы".
Немецкие профессора стали утверждать, что Данте был германцем, а французы - что Бетховен был бельгийцем. Французские книги, претендовавшие на научность, утверждали даже, что у немцев кишки на метр длиннее, о чем якобы свидетельствуют аномально-крупные фекалии.
4) История химика Фрица Габера
В 1918 году этот ученый получил Нобелевскую премию за разработки в области синтеза аммиака. Это был важный шаг для производства удобрений, говорили, что открытие Габера спасло от истощения миллионы людей, отмечает автор.
Когда же началась Первая Мировая война, Габеру и другим химикам поручили создать оружие на базе хлора.
Жена Габера, Клара Иммервар, сама была знаменитым химиком. Идея химического оружия внушала ей отвращение, и в итоге она покончила с собой, не выдержав угрызений совести.
После Первой мировой Габер создал инсектицид "Циклон А". Придя к власти, нацисты предложили ему работу на государство, но Габер, еврей по национальности, предпочел эмиграцию. По иронии судьбы, улучшенная версия его газа, "Циклон Б", применялась в газовых камерах концлагерей.
5) "Окопная вонь"
Этот запах можно понюхать в подвальных залах Имперского музея войны в Лондоне, где воссоздана жизнь в окопах. Запах гнилого мяса настолько силен, что самые чувствительные к вони посетители обходят эти залы стороной.
Запах чувствовался далеко от линии фронта и пропитывал все, включая письма солдат. Его источали десятки тысяч трупов людей и животных из захоронений, потревоженных снарядами. "Часто ошметки трупов, разлетавшиеся при взрывах, действовали на манер шрапнели. В ранениях осколками костей не было ничего необычного", - рассказывает автор.
6) "Война пчел"
Единственная немецкая колония, которой удалось успешно обороняться до конца войны, - Германская Восточная Африка. 4 ноября 1914 года в этой местности высадился английский десант, в том числе крупный контингент солдат-индийцев. Немецкие войска были в меньшинстве, но им помогали колониальные войска из племени вахехе.
"Когда началась перестрелка, из болот внезапно появилась черная туча и на нарушителей тишины, особенно на индийцев (неясно, из-за цвета кожи или из-за какого-то запаха) обрушился гигантский рой разъяренных пчел", - пишет автор. Индийцы в страхе разбежались, многие утонули в болотах или были убиты противником. Операция англичан провалилась.
Британская пресса написала, что немцы, вопреки законам "честной игры", обучили пчел атаковать врага. Английские пасечники, со своей стороны, заверили, что английскую пчелу этому выучить невозможно: она пламенно-независима, как и сами англичане.
В 1964 году ФРГ решила выплатить вознаграждение африканцам, которые воевали под ее знаменами в Первой мировой, но оказалось, что их списки потеряны. Был найден остроумный выход: претендентам велели выполнять строевые приемы с метлой вместо винтовки.
7) "Военные крестные"
Чтобы повысить боевой дух солдат, французская армия культивировала институт "военных крестных матерей" - женщин призывали писать письма на фронт. Сочинение писем и ожидание ответа стали почти чудодейственным лекарством от депрессии и "окопной усталости".
Переписка не обязательно имела любовный характер, хотя солдаты, конечно, стремились к личному знакомству. "Крестные" посылали солдатам еду или одежду, те дарили им взамен брошки из осколков и прочие поделки.
8) Мата Хари - самая знаменитая шпионка Первой мировой
На вкус Галана, она была скорее некрасива, но к своим 40 годам сохранила прекрасную фигуру. Она позировала как яванская принцесса, зарабатывала на жизнь в качестве экзотической танцовщицы-стриптизерши и вступала в интимные отношения с богатыми и высокопоставленными поклонниками.
Когда началась война, она переехала в Мадрид и стала немецкой шпионкой из-за денег. "В качестве столицы нейтральной страны Мадрид был рассадником шпионов", - замечает автор.
В конце концов Мата Хари была осуждена к смертной казни и расстреляна "в холодное октябрьское утро в лесу Венсен, под Парижем", повествует автор. И, возможно, ее печальная история прошла бы незамеченной, если бы знаменитая актриса Грета Гарбо ни снялась в биографическом фильме о ней.