В минувшие выходные произошло крупное событие в истории джихадизма: группировка "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) объявила о восстановлении халифата и провозгласила халифом своего лидера Абу Бакра аль-Багдади, пишет обозреватель The Independent Гаффар Хуссайн. На взгляд тех, кто не принадлежит к джихадистам, это всего лишь рекламный ход. "И все же этот шаг имеет колоссальное значение для убежденных джихадистов и в потенциале может предопределить будущее этого глобального движения", - считает автор.
Восстановление халифата было главной целью всех исламистских движений в истории: они полагали, что это панацея от всех бед мусульман в мире.
Последний халифат - Оттоманская империя - рухнул в начале 20-х годов ХХ века. А уже в конце 1920-х возникла первая в мире исламистская организация - египетские "Братья-мусульмане". Ее многочисленные исламистские и джихадистские "отростки" стремятся свергнуть правительства, чтобы установить теократию, которую называют "халифатом".
По мнению автора, эта модель государства намного ближе к европейским тоталитарным государствам ХХ века и современной Северной Корее, чем к Оттоманской империи.
Организация ИГИЛ "фактически объявила себя победителем в глобальном состязании джихадистских и исламистских организаций", постановив, что другие джихадистские организации больше не существуют. Следовательно, все джихадисты обязаны присягнуть на верность аль-Багдади.
Это трудная задачка для "Аль-Каиды", констатирует Гаффар Хуссайн. Как поступит ее лидер аль-Завахири - присягнет ИГИЛ или восстанет и будет объявлен врагом халифата? Как поведут себя другие организации в разных странах? Уж не кончится ли дело расколом и междоусобной войной в глобальном джихадистском движении?
А как поведут себя сторонники джихадистов на Западе? Переселятся в Ирак? Или отговорятся тем, что это преждевременно, так как халифат не отвечает их идеализированным представлениям? По мнению автора, более вероятно второе: "они продолжат агитировать за халифат, сидя в уютном Северном Лондоне".