Почти год назад российская юстиция начала атаку против ведущей нефтяной компании страны - ЮКОСа. Разрешение конфликта все еще не просматривается, и его затягивание угрожает сегодня всей российской экономике. Процесс над бывшим хозяином ЮКОСа, Михаилом Ходорковским, должен начаться в первых числах июня.
В конце прошлой недели ЮКОС объявил, что он будет вынужден объявить о своем банкротстве, если правительство Путина по-прежнему будет его преследовать. И понятно почему: вместе с "Сибнефтью", с которой официально он еще не в разводе, ЮКОС дает 25% индекса московской биржи РТС. С апреля котировка акций ЮКОСа снизилась на 50%, что повлекло за собой 25-процентное понижение котировок Российской биржи, которая в этом деле имела, казалось бы, все причины для эйфории. Цены на нефть и другие сырьевые ресурсы, которыми так богата Россия, находятся на самой высокой отметке. Правительство только что объявило, что оно ожидает в этом году 6,4-процентного роста ВВП.
В условиях, когда цена за баррель нефти достигла рекордной отметки, сама идея банкротства ведущей нефтяной компании выглядит полным абсурдом. В 2003 году журнал Forbes назвал ЮКОС одной из самых рентабельных компаний России (прибыль - 2,49 млрд долларов, оборот - 8,9 млрд долларов). Однако если приговор суда, обязавшего ЮКОС заплатить 2,79 млрд евро в счет неуплаты налогов, будет обжалован, ЮКОСу в любом случае придется продать свои доли в "Сибнефти", чего она от него добивается.
"Блеф". Проблема в том, что это дело с самого начала имело мало общего с экономической целесообразностью, будучи конфликтом между двумя личностями - Михаилом Ходорковским и Владимиром Путиным. Даже находясь в тюрьме, 40-летний Ходорковский, обладатель крупнейшего в России состояния (по данным журнала Forbes, оно равно 12,46 млрд евро), не захотел уступить команде Путина, которая хочет лишить его этих капиталов, как она это ранее сделала с двумя другими олигархами - Владимиром Гусинским и Борисом Березовским. Во всяком случае, именно так большинство московских аналитиков интерпретировало последние злоключения ЮКОСа, который на прошлой неделе объявил о возможности своего банкротства, повергнув в шок российский рынок.
"Конечно, ЮКОС в какой-то степени блефует", - поясняет Виктор Глухих, директор Международного конгресса промышленников и предпринимателей - одной из многочисленных российских предпринимательских организаций. "Я полагаю, компания пытается напугать государство и своих акционеров", - считает этот аналитик, который отказывается верить в скорое банкротство ЮКОСа.
Наоборот, "переговоры между Кремлем и ЮКОСом продолжаются", - уверяет он, ссылаясь на недавнее появление на совете директоров ЮКОСа бывшего директора российского Центробанка Виктора Геращенко, который может явиться компромиссной фигурой.
"В банкротстве не заинтересован никто - ни ЮКОС, ни правительство, - замечает Анна Бутенко, анатитик российского "Альфа-Банка". - Я думаю, обе стороны, скорее, заинтересованы в том, чтобы так или иначе договориться о контроле над компанией". Ибо именно такова цель действий российской юстиции, отмечает аналитик.
"Рыночные реформы". Каким бы ни был исход конфликта, произвол российской юстиции в отношении этого олигарха, поставивший чуть ли не на колени ведущую нефтяную компанию страны, представляет серьезную угрозу для российской экономики.
При огромных сверхдоходах, которые приносит бюджету нефть, "политическая элита думает сегодня, что она держит Бога за бороду, и не видит необходимости в создании справедливой демократической системы", - говорил недавно вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс на круглом столе, посвященном делу ЮКОСа.
"Ущерб будет ощущаться на протяжении многих лет", - утверждает Евгений Ясин, в 1994-1996 годах работавший министром экономики РФ, а ныне - директор Высшей школы экономики. "То, что мы наблюдаем сегодня - это борьба между бизнесом и бюрократией. А она органически неспособна развивать экономику, - предупреждает этот экономист. - Чтобы воспользоваться высокими ценами на нефть, нужны люди, которые умеют это делать. В 1983 году нефть стоила столько же, сколько и сегодня, 40 долларов за баррель. С учетом произошедшей с тех пор девальвации доллара, это соответствует примерно 70 долларам. И что же, помогло это советской власти? Нет, потому что нужны рыночные реформы и люди, которые умеют их использовать и заниматься своим бизнесом". Как раз такие, как Михаил Ходорковский.