Во вторник самый громкий судебный процесс в постсоветской истории, длившийся год и три дня, завершился девятилетним приговором еврейскому магнату Михаилу Ходорковскому, чья нефтяная империя ЮКОС была разрушена после того, как он бросил вызов президенту Владимиру Путину.
Бывший магнат пообещал очистить свое имя от обвинений, включавших в себя мошенничество и неуплату налогов, а его компания обещает громкие судебные дела, которые не позволят забыть о вызванных этим делом сомнениях по поводу законности в путинской России.
Натан Щаранский, который несколько лет был политзаключенным в Советском Союзе, подверг приговор резкой критике.
"Этот приговор, несомненно, является избирательным наказанием по политическим мотивам", - сказал он о деле Ходорковского, который когда-то был самым богатым человеком России и главным оппонентом Путина.
"Очень печально, что судебную систему могут использовать в политических целях, - заявил Щаранский Jerusalem Post. - Это очень тревожит таких людей, как я, которые следят за переменами в России и хотят, чтобы Россия двигалась к свободе и демократии".
Он добавил, что процесс, в ходе которого судебную систему извращают по политическим мотивам, напоминает ему суд над ним самим, однако подчеркнул, что есть "большая разница" между Россией при Путине и СССР, который отправил в тюрьму Щаранского.
Но он отметил, что и в данном случае антисемитизм был одним из факторов.
"Конечно, национальную принадлежность Ходорковского можно было использовать для пропаганды, чтобы люди принимали его дело лучше", - сказал он, но отметил, что суд "продемонстрировал желание наказать его не за то, что он еврей, а за его политические амбиции".
Леонид Невзлин, бывший руководитель ЮКОСа и партнер Ходорковского, назвал приговор кульминацией "политической борьбы против демократии", идущей в России.
Чтобы избежать ареста, Невзлин уехал в Израиль в октябре 2003 года с еще двумя евреями, руководившими ЮКОСом, - Владимиром Дубовым и Михаилом Брудно; совместно они владеют 22% компании, или 7 млрд долларов.
На пресс-конференции в Тель-Авиве, проходившей на фоне огромного портрета Ходорковского, Невзлин заявил, что, по его мнению, приговор является не концом демократии, а ее началом.
"Мы проиграли сражение на вражеской территории, но не войну", - сказал он.
Невзлин добавил, что вопрос о том, останется ли Ходорковский в тюрьме, является также вопросом, станет ли Россия демократией или диктатурой.
По словам Невзлина, Ходорковского осудили, чтобы он не помешал Путину баллотироваться на президентских выборах 2008 года после прошлогоднего "псевдодемократического" переизбрания.
В деле Ходорковского, сказал он, Путин был одновременно судьей и прокурором, а исход был заранее предрешен.
"Это был абсолютно непристойный показательный процесс, каким не должно быть места в XXI веке", - заявил Jerusalem Post адвокат Ходорковского Роберт Амстердам.
"Может быть, это самый агрессивный захват в истории", - сказал он, назвав судебный процесс "попыткой оправдать кражу ЮКОСа".
Он обрушился на Путина, "променявшего законность на близость к власти", и на западные страны и компании, продолжающие работать с Путиным, несмотря на его политические маневры.
"Запад развязал Путину руки", - заявил Амстердам.
По его словам, апелляции будут поданы и в России, и за ее пределами, также будут использованы все способы давления на западных игроков, чтобы, взаимодействуя с Россией, они обращали внимание на ее подход к судебной системе.
"В своем нынешнем виде, - сказал он, - система непрозрачна и очень опасна".
Он упомянул и антисемитские настроения, связанные с судебным процессом.
"По отношению к олигархам антисемитизм очень силен, - заявил адвокат, - в России он более чем жив".
Он на очень личной ноте говорил о родителях Ходорковского, находившихся в зале суда и смотревших на сына, "сидящего в клетке".
Учитывая их возраст, "их, возможно, приговорили к тому, что они никогда больше его не увидят", сказал он. "Думать об этом невыносимо больно".
Амстердам заявил, что Ходорковский намерен продолжать свою благотворительную деятельность и в тюрьме, но не сказал, будет ли он продолжать политическую деятельность, заметив только, что "в тюрьме это будет трудно".
"Позор! Позор!" скандировали после вынесения приговора участники демонстрации у здания Мещанского суда, куда они приходили каждый день с портретами капиталиста, ставшего филантропом, и желто-зелеными (цвета ЮКОСа) воздушными шариками.
"Человек невиновен, пока его вина не доказана, но нам, по крайней мере моей администрации, представляется, что в данном случае вопрос о виновности был решен до проведения справедливого судебного разбирательства", - заявил в Вашингтоне президент США Джордж Буш, необычно резко высказавшийся о стране, возглавляемой Путиным, его союзником в войне с терроризмом.
Пресс-секретарь генерального прокурора Наталья Вишнякова, отрицала, что дело как-то связано с политикой, назвав его "банальной кражей".
Ходорковский уже провел в тюрьме 583 дня, и это означает, что ему предстоит пробыть там еще семь с половиной лет.
Бледный, с плотно сжатыми губами, он смотрел прямо перед собой, когда судья Колесникова читала приговор. Его жена Инна плакала, его родители Борис и Марина поочередно утешали ее, а Ходорковский пытался подбодрить их взглядами из клетки обвиняемого.
В заявлении, прочитанном у здания суда его адвокатом Антоном Дрелем, Ходорковский сказал, что не станет критиковать судью, так как понимает, "какому давлению со стороны инициаторов "дела Ходорковского" она подвергалась, когда готовила приговор".
"Проблема, в конце концов, не в Колесниковой. А в том, что судебная власть в России окончательно превратилась в бессловесный придаток, тупое орудие исполнительной власти", - заявил он.
В заявлении Ходорковский говорит, что в тюрьме попытается отдать свои силы благотворительной и социальной деятельности, включая создание фонда помощи заключенным.
"Я не признаю себя виновным и считаю свою невиновность доказанной. Поэтому я буду обжаловать вынесенный мне сегодня приговор. Для меня принципиально важно добиться правды и справедливости на Родине", - заявил Ходорковский.
Второй обвиняемый, Платон Лебедев, признанный виновным по тем же статьям, заявил, что приговор ему непонятен, поскольку "ни один нормальный человек не в состоянии его понять". Судья прочла приговор снова.
Ходорковский и Лебедев, которым предстоит отбывать срок в лагере обычного режима, должны также выплатить более 17 млрд рублей налогов и штрафов, которые задолжали их компании. Кроме того, Ходорковский должен уплатить 117 млн рублей подоходного налога, а Лебедев - 16 млн рублей.