Михаил Ходорковский, нефтяной магнат, который недавно был самым богатым человеком в России, во вторник был приговорен к девяти годам лишения свободы к штрафу в размере четверти его многомиллионного состояния. Это для многих является барометром в отношении приверженности страны ценностям частного бизнеса и политических свобод.
Судейская коллегия из трех судей под занавес 12-дневного оглашения приговора признала бывшего главу ЮКОСа виновным в уклонении от уплаты налогов, мошенничестве и хищении собственности.
Адвокаты нефтяного магната сказали, что намерены начать международную кампанию с целью добиться политической поддержки апелляции и упрекнули западных лидеров, что они игнорируют нарушения прав человека в России из-за статуса этой страны как основного поставщика нефти в мире.
Платон Лебедев, соответчик и деловой партнер Ходорковского и глава Group Menatep, также был приговорен к девяти годам лишения свободы и штрафу.
Приговор 41-летнему Михаилу Ходорковскому, самому известному из горстки олигархов, доминировавших в российской посткоммунистической экономике, был незамедлительно раскритикован адвокатами из команды защиты и правозащитниками, которые объявили, что он символизирует удручающий скачок обратно к тоталитарному прошлому России.
"Это дело поддерживает жесткий режим, который не слышит голоса общественности, не слышит голоса интеллигенции, режим, сделавший очередной шаг к своему собственному поражению", - сказал глава правозащитного движения "За права человека" Лев Пономарев у стен здания суда.
Американский конгрессмен Том Лантос, который является инициатором обсуждения в конгрессе США предложения исключить Россию из "большой восьмерки", назвал этот процесс "политическим процессом, проведенным несправедливым судом, принявшим позорное решение".
Лантос, как раз находившийся в России, с тем чтобы обсудить с российскими законодателями ряд вопросов, явился в зал суда в сопровождении агента Ходорковского по связям с общественностью и представителя американского посольства как раз после оглашения приговора. Он предупредил о возможной "масштабной реакции на приговор со стороны конгресса и общественности США".
"В то время как мы, безусловно, стремимся установить наилучшие возможные отношения с Россией, самоочевидно, что в сложившейся обстановке было бы некорректным называть Россию демократической страной", - сказал он.
В Вашингтоне президент Буш также выразил обеспокоенность: "У нас, по крайней мере у людей в моей администрации, сложилось впечатление, что он был признан виновным еще до того, как предстал перед судом".
Широко распространено мнение, что Ходорковский был выбран жертвой из-за того, что он оказывал финансовую поддержку оппозиционным партиям и настойчиво пытался повлиять на законодательство в парламенте, а также бросал вызов кремлевской монополии на энергетику. За несколько месяцев до ареста Ходорковский рассматривал возможность строительства первого в России частного трубопровода и обсуждал перспективы продажи существенной части акций своего концерна западной нефтяной компании.
Во время судебного разбирательства обвинители изобразили Ходорковского человеком, который в 1995 году приватизировал огромную государственную нефтяную компанию всего за 309 млн долларов и не перечислил государству полагающуюся по закону часть своей прибыли.
"Речь идет о легализации преступно нажитых средств, которые исчисляются миллиардами рублей, и мы категорически отвергаем какую-либо политическую подоплеку в этом деле. Похищены астрономические суммы", - сказала представитель Генпрокуратуры Наталья Вишнякова.
"Хватит рассказывать сказки о прозрачности и законопослушности компании ЮКОС. Речь идет о банальном мошенничестве и уклонении от уплаты налогов", - сказала Вишнякова.
Судьи с ней согласны.
После того как приговор был объявлен, Ходорковский изменил своей обычной манере выслушивать все с улыбкой - он стоял с застывшим взглядом, на минуту встретившись глазами с женой. Он совместно с адвокатами быстро подготовил заявление, в котором выразил убеждение, что его судьба была предопределена с самого начала.
"Сегодня миллионы наших сограждан увидели, что, несмотря на заявление высшего руководства страны об укреплении правосудия, надеяться пока не на что. Это стыд, позор и беда нашего государства", - заявил бизнесмен.
Ходорковский сказал, что потратит остатки своего состояния, которое сократилось с 15 до 2 млрд долларов после падения курса акций, вызванного его арестом в 2003 году, на благотворительные организации в поддержку философии и поэзии в России и на лоббирование прав заключенных. Адвокаты обоих обвиняемых сказали, что намерены подавать апелляции в российские суды и в Суд по правам человека в Европе.
"Я буду работать вместе с теми, кто хочет и может открыто говорить о стране, о народе, о нашем общем настоящем и будущем. Я буду бороться за свободу; свою, Платона Лебедева, других моих друзей, всей России, - сказал Ходорковский. - И особенно следующих поколений, тех, кому будет принадлежать наша страна всего через несколько лет".
Адвокат Роберт Амстердам, канадский юрист, входивший в команду защиты Ходорковского, назвал этот приговор "очередной попыткой возвести в ранг закона экспроприацию ЮКОСа". Основной актив компании был захвачен налоговыми органами в счет уплаты долгов по налогам на сумму 27,5 млрд долларов и продан за половину своей стоимости контролируемой государством компании, с представителем путинской администрации во главе.
Когда будет покончено с апелляциями, Ходорковский, вероятно, отправится отбывать срок в трудовом лагере. С учетом того времени, которое он уже провел в заключении, он может выйти на свободу в 2012 году - эта дата совпадает с окончанием следующего президентского срока, что исключает всякую возможность, чтобы Ходорковский мог организовать эффективную оппозицию Путину или его преемнику на выборах-2008.