Вторая мировая война окончилась 60 лет назад - смогут ли Япония и Россия нормализовать наконец двусторонние отношения, отравленные территориальным спором из-за Курильских островов? Этот вопрос в очередной раз встал в связи со вчерашним приездом в Токио российского министра иностранных дел Сергея Лаврова.
На переговорах Лаврова с его японским коллегой Нобутакой Матимурой речь шла о подготовке визита в Японию Владимира Путина. Эта поездка должна была состояться еще в начале года - к 150-й годовщине подписания первого торгового российско-японского договора, но она неоднократно откладывалась российским президентом. Путин посетит Японию "до конца этого года", объявили вчера главы дипломатических ведомств двух стран. Однако после трехчасовой дискуссии им так и не удалось согласовать дату визита.
Тяжба из-за Северных территорий - так в Японии именуют Курильские острова - продолжается уже много лет. В августе 1945 года, в последние недели войны в Азии, Красная армия заняла четыре острова - Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир - расположенные в северной части японского архипелага. 17 тысяч японцев были вынуждены переселиться из родных мест. Многие погибли в сибирских лагерях для военнопленных.
Шестьдесят лет спустя спор продолжает препятствовать подписанию мирного договора. Две страны формально находятся в состоянии войны. Япония и слышать не хочет о подписании договора до возвращения всех четырех островов. Российская сторона ссылается на декларацию 1956 года, в которой Москва брала на себя обязательство вернуть японцам два острова (Шикотан и Хабомаи) лишь после подписания мирного договора. Токио отказывается, указывая, что для него это "дело принципа".
Долгое время в решении этого спора не происходило никаких серьезных подвижек. Но в последние месяцы ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. На дипломатической арене Токио активизирует кампанию по предоставлению Японии постоянного членства в Совете Безопасности ООН. После апрельских антияпонских демонстраций Китай отказал ему в поддержке, что заставило Японию обратиться к другим странам. В том числе - к России, которую постарался очаровать премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, приехавший в Москву на церемонии 9 мая. Тем не менее Владимир Путин, благосклонно отнесшийся к кандидатуре Германии, не проявил особого рвения в поддержке японских амбиций.
Разблокированию вопроса о Курилах может помочь экономическое давление. Кризис в отношениях с Китаем угрожает обеспечению Японии энергией, что она считает жизненно важной проблемой. Не далее как вчера китайско-японские переговоры в Токио о бурении скважин в богатой газом спорной зоне в Китайском море закончились ничем. Между тем нефть и газ российского Сахалина, как и маршрут прокладки трубопроводов для их транспортировки, составляют предмет ожесточенного торга между Японией, Китаем и Россией. Последняя нуждается в иностранных (а значит, и японских) инвестициях для развития своего Дальнего Востока.
В апреле Россия положила на стол схему под названием "Два плюс": согласно этому плану, Россия возвращает Японии два острова - Шикотан и Хабомаи (от претензий на два других острова Токио должен будет отказаться) в обмен на взаимную услугу. Москва поддержит Японию в ее претензии на статус постоянного члена Совета Безопасности, а также даст гарантии доступа к российским энергетическим ресурсам.
В Москве ближайшие шесть месяцев рассматривают как исторический шанс заключить договор. В России, как и в Японии, лидеры будут располагать необходимой электоральной передышкой, чтобы убедить общественное мнение в необходимости компромисса. "Обе стороны могут быть удовлетворены лишь в том случае, если каждая из них пойдет на определенные уступки", - заявил глава японской дипломатии.