Бывший министр экономики Ясин считает приговор Михаилу Ходорковскому несправедливым, потому что российская юстиция превратилась в подручного политики. Интервью с научным руководителем московской Высшей школы экономики о последствиях этого приговора.
- Ходорковский невиновен?
- Да. Он невиновен. Это не означает, что я убежден, будто он никогда не совершал противоправных действий и всегда был морально чист. Я познакомился с ним тогда, когда он уже был олигархом, главой ЮКОСа и филантропом. Что было раньше, я не знаю. Однако я убежден, что его вина не доказана. Наша сегодняшняя система в России не позволяет вынести справедливый приговор. Это система, где прокуратура следует лишь указаниям политического руководства, а суд - указаниям прокуратуры.
- Для чего власть имущим понадобился этот процесс?
- Сначала речь шла о перераспределении собственности. ЮКОС был самой видной фирмой, и многие хотели ее присвоить. Владимиру Путину, чтобы начать охоту на Ходорковского, сказали, что у него политические амбиции. И когда охота была открыта, стало ясно, что Путин доведет ее до конца.
- Разве не удивительно, что Ходорковского осудили за все что возможно, но не за приобретение ЮКОСа в 1995 году на сомнительном аукционе?
- Тогдашние аукционы были достаточно прозрачными. Вспомните, в те годы инфляция достигала нескольких сотен процентов. Международный валютный фонд требовал, чтобы мы ликвидировали бюджетный дефицит. Выход заключался в продаже крупных объектов, находившихся в государственной собственности. На аукционах, которые проводились в этих целях, в общей сложности получили один миллиард долларов. В результате в 1995 году бюджет был уже практически сбалансированным. А после этого нам удалось справиться с инфляцией. В 1996 году она снизилась до 100%, а в 1997 - до 11%.
- Ходорковскому фирма досталась всего за 390 млн долларов.
- Цены на аукционах были низкими, это правда. Собственность продавалась российским гражданам дешево, так как от них ожидались ответные услуги - в частности, рабочие места, инвестиции, а также политическая поддержка. Не забудьте, что практически все средства массовой информации принадлежали именно этим людям. Речь также шла о том, чтобы найти эффективных собственников. Ходорковский показал себя эффективным собственником? Да.
- Не отпугнуло ли дело ЮКОСа иностранных инвесторов?
- Оно сделало их осторожнее, но сильно не напугало. Люди, которые работают в России, знают, что положение российских и иностранных предприятий - это две разные вещи. Кроме того, ситуация на мировых рынках такова, что Россия кажется значительно более привлекательной, чем другие страны. Поэтому мы наблюдаем удивительный феномен: быстрый рост иностранных инвестиций, в частности прямых, и одновременно отток местного капитала.
- В своей речи о положении нации Путин критиковал налоговые органы, которые осложняют жизнь концернам. Он на самом деле либерал?
- У политики президента две стороны. За одной стоят либералы, за другой - сторонники сильного государства, то есть, прежде всего, выходцы из спецслужб. Дело ЮКОСа демонстрирует игру последних не на своем поле. Поскольку Путин понял, каковы последствия этого, он в своих речах склоняется к либерализму. Однако до сих пор это были одни слова.
- Можно ли в России Путина говорить о рыночной экономике?
- Да. В прошедшие десятилетия были проведены реформы, которые сегодня дают результаты. Не нужно драматизировать недавние события. Не надо демонизировать Путина, обвиняя его в отходе от российских реформ и демократии. Это такая же ошибка, как представлять его крупным либералом и демократом.
- Каковы российские экономические перспективы?
- В России не будет никакого экономического кризиса. Однако при этом упускается шанс для роста. По экономическому потенциалу на душу населения мы находимся где-то посередине, на 43-м месте в мире. В 1913 году мы были там же. Мы не движемся вперед. Мы можем усилить свою мощь, мы можем построить ракеты, но жизнь людей не становится лучше. Другой путь мог бы привести к быстрому развитию, как в Японии или Испании. Но это требует другой политики.
- Демократической?
- Совершенно верно. В ХХ веке еще можно было развивать экономику в рамках диктатуры. Сегодня такое больше не проходит.
- Как долго Ходорковский будет сидеть в тюрьме?
- Пока команда Путина остается у власти. Она его боится.
Евгений Ясин - один из идейных первопроходцев рыночной экономики в России, с 1994-го по 1997 год занимал пост министра экономики.