Вчера Wall Street Journal сообщила: "Пентагон готовит почву для того, чтобы США отвечали военной силой на компьютерный саботаж". Эта идея содержится в первой официальной киберстратегии Пентагона, которая вскоре будет опубликована. Тема вызвала много откликов в западной прессе.
Washington Post сообщает в заголовке: "Чтобы повысить эффективность, Пентагон составил список кибервооружений". В этом списке есть, например, вирусы для диверсий в отношении ключевой инфраструктуры противника, поясняет журналистка Эллен Накашима.
"Засекреченный список используется уже несколько месяцев, его одобрили ЦРУ и другие ведомства", - сообщает газета со слов военных, пожелавших остаться анонимными. Список включен в перечни вооружений, санкционированных Пентагоном, "чтобы мы понимали, как их применять, когда их можно применять, когда нельзя", рассказал некий высокопоставленный военный.
Например, в правилах разъяснено, что проникать в иностранные компьютерные сети и оставлять там вирусы для позднейшей активации военные могут лишь с санкции президента. Но для некоторых других действий отмашка президента не нужна: так, в иностранные сети можно проникать, чтобы изучить киберпотенциал противника или ознакомиться с работой электростанций. "Кибервоины могут без санкции президента оставлять "маячки" для вирусных атак в будущем", - пишет газета со слов источника. Применение любого кибероружия должно быть пропорционально атаке, не следует допускать несоразмерного косвенного ущерба и потерь среди мирных граждан, сказали военные.
По словам источника, в новой кибердоктрине США не формулируется, в чем состоят военные действия или применение силы в киберпространстве. "Зато поставлена цель разъяснить, что США не обязаны отвечать на хакерские атаки в той же форме и могут применять традиционное оружие, лишь бы в пропорциональной степени", - говорится в статье. Решение открыть огонь в киберпространстве может быть неоднозначным: среди целей могут оказаться серверы на территории дружественных стран, отмечает газета.
"Пентагон будет рассматривать хакерские атаки как военные действия", - сказано в заголовке New York Times. "В последние годы некоторые представители администрации США публично заявляли, что в ответ на атаки по ключевым компьютерным сетям любой американский президент вправе задуматься о различных действиях - от экономических санкций и хакерских атак до применения военной силы", - напоминают журналисты Дэвид И.Сэнджер и Элизабет Бумиллер. В новой стратегии четко заявлено, что хакерская атака может быть приравнена к традиционным военным действиям.
Отвечая на вопросы о доктрине, администрация США и военные признали, что новая стратегия намеренно амбивалентна, и неясно, насколько большой сдерживающий эффект она может оказать. "Это один элемент стратегии, он сработает лишь при условии, если у нас будет много других убедительных элементов", - заметил некий источник.
"В доктрине также ничего не сказано о возможной реакции США на кибератаку со стороны террористической организации или другой негосударственной структуры. Не установлен и порог, за которым кибератака заслуживает ответного применения военной силы", - пишет газета, ссылаясь на источник среди военных. Вдобавок "в случае хакерских атак почти всегда неясно, откуда они наносятся", - отмечает издание.
Между тем чиновники Белого дома подчеркнули, что о применении военной силы в ответ на кибератаку речь зайдет лишь "в крайнем случае", если другие попытки сдержать атаку потерпят неудачу.
Согласно статье в Financial Times, "министерство обороны Великобритании сформирует армию киберсолдат". Во вторник ведомство объявило, что подразделение киберэкспертов будет защищать инфраструктуру и правительственные сети от хакерских атак, пишут журналистки Хелен Уоррелл и Майджа Палмер. Это ответ на регулярные атаки на серверы министерства, пояснило ведомство.
Зависимость от компьютерных сетей увеличивает уязвимость властей и частного сектора, на кибервойне один человек может нанести не меньше ущерба, чем целые армии, сказал в интервью Ник Гарви, британский министр по делам вооруженных сил. "Мы пытаемся сформировать штат экспертов, которые обучат всех в правительстве и промышленных фирмах-партнерах необходимым навыкам и умениям для предотвращения атак и противодействия атаке, если она имеет место", - добавил он.
"По словам экспертов, вредное вмешательство часто исходит, по-видимому, из Китая или России, и может быть инициировано правительством или связанными с ним организациями, хотя связи трудно доказать", - говорится в статье.