Экс-министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер, выступая в Институте научной информации по общественным наукам РАН по приглашению Германского исторического института в Москве, говорил о будущем российско-европейских отношений, пишет постоянный автор SPIEGEL ONLINE Беньямин Биддер.
Позиция Евросоюза по России традиционно слаба, а в самой России ЕС пользуется репутацией гиганта с ограниченным влиянием. В ходе саммита Россия-ЕС российский президент Дмитрий Медведев много говорил о партнерстве с "целью модернизации", ожидая реакции от европейских коллег. Но главным дипломатам ЕС - Жозе Мануэлю Баррозу и Герману Ван Ромпею - было нечего сообщить мировой общественности по этому вопросу. Чего нельзя сказать о таком "политическом пенсионере", как экс-глава внешнеполитического ведомства ФРГ Йошка Фишер. Как отмечает автор публикации, он комфортно чувствует себя в роли "почетного представителя ЕС по внешнеполитическим вопросам" и "верховного оптимиста Европы".
Настоящие адресаты послания Фишера сидели не в зале в Москве, а в европейских столицах. Именно там, по словам Фишера, начал просыпаться дух национализма, для противостояния с которым, по сути, и задумывался ЕС. Так, в Финляндии почти в 5 раз возросла популярность партия националистического толка "Истинные финны", а Дания вопреки Шенгенскому соглашению ввела контроль на своих границах.
Говорил Фишер и о другой назревшей европейской проблеме - о кризисе евро. "В ближайшие месяцы речь может пойти ни больше ни меньше, как о судьбе проекта под названием "Европа", - заявил он в Москве. При этом сам политик настроен оптимистично: он выражает уверенность в том, что и ЕС, и евро с кризисом справятся.
Он говорил также об "окончании западного и европейского доминирования в мире" и об успехах таких азиатских держав, как Китай и Индия. Их подъем, по мнению политика, мог бы стать импульсом для более интенсивных отношений между Москвой и Брюсселем.
Не разные интересы препятствуют сближению России и ЕС, считает Фишер, а обоюдное недоверие. "В этой связи важно понять, что любой прогресс в деле прав человека окажет благоприятное влияние на экономическое сотрудничество", - отметил он в своей речи.