Политический обозреватель немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung Юлиан Ханс пишет, что "возмущение, которое вызвал в Европе список 89 европейских политиков и представителей НАТО, которым запрещен въезд в РФ, вдвойне наивно". "Во-первых, о существовании подобного списка было известно еще в сентябре, когда в московском аэропорту Шереметьево во въезде в Россию отказали главе фракции "Зеленых" в Европарламенте Ребекке Хармс", - отмечает автор. Публикация списка, по его мнению, стала, напротив, прогрессом: "Ранее все политики, имевшие хоть какое-то отношение к конфликту на Украине, должны были гадать, закроют им въезд в РФ или нет. Теперь же многие знают, что их ожидает, и не будут даже бронировать билеты".
Второй причиной, по которой возмущение неуместно, являются традиции дипломатии, а именно - "око за око, зуб за зуб". "Этот принцип в противостоянии между Москвой и Западом применяется еще с советских времен. Было бы чудом, если бы на этот раз российский МИД отказался от него. Возмездие является неотъемлемой частью дипломатии", - комментирует Ханс.
"То, что Москва ответит на европейский список собственным списком, было вполне ожидаемо. Вместо того чтобы возмущаться, было бы намного полезнее подготовиться к тому, что случится в ближайшее время", - пишет обозреватель.
Так, в последнее время появляется все больше свидетельств, что Россия стягивает новые силы и тяжелое вооружение к Донбассу. В этой связи Европе "было бы уместно заранее заявить о цене, которую придется заплатить России за новое наступление сепаратистов", пишет автор. "Вместо символического запрета ездить в Европу политикам, которые туда не собираются, или обострения ситуации угрозами отключить Россию от международной платежной системы SWIFT, намного разумнее ввести "транспарентные и умные" санкции вроде сокращения на определенный коэффициент импорта российской нефти за каждый населенный пункт и квадратный километр местности, который сепаратисты захватывают в нарушение минских договоренностей", пишет Ханс. Доходы от продажи нефти за рубеж в пять раз важнее для российского бюджета, чем доходы от экспорта газа, поясняет он. Тем более, нефть можно закупить у других поставщиков. В этом случае, заключает Ханс, "Москва сама бы определяла масштабы санкций, и никто бы не смог утверждать, что Запад хочет разрушить российскую экономику".