Илья Новиков, один из адвокатов Надежды Савченко, говорит в интервью с корреспондентом австрийской Die Presse о других украинцах, находящихся в российских тюрьмах, и о шансах на обмен пленными.
По словам адвоката Новикова, всех заключенных можно разделить на две категории: "Те, кто содержится в заключении в Крыму, и заключенные, осужденные на территории России. Всем заключенным на территории России украинцам - их 12 человек - уже был вынесен приговор. В Крыму ситуация постоянно меняется: каждую неделю происходят новые аресты. По данным украинского МВД, речь идет о 35 арестованных - во всех случаях налицо политическая подоплека. Это не военнопленные, в боевых действиях они не принимали участия. Военнопленные в традиционном понимании находятся на Восточной Украине, в районах, подконтрольных сепаратистам".
"Я полагаю, со многими задержанными в России будет происходить то же, что и с Надеждой Савченко: обвинение, помилование, освобождение. По всей видимости, лучшего и более быстрого пути для решения ситуации не существует. Что касается осужденных в России граждан Украины Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева, то в их случае все может произойти быстрее, поскольку оба больны", - отмечает Илья Новиков.
Что касается самого известного осужденного в России украинца, режиссера Олега Сенцова, а также перспектив по его обмену, то, по мнению Новикова, "здесь еще рано называть конкретные имена".
"Нужно понимать: Россия не так заинтересована в обмене, как Украина, - говорит адвокат. - Здесь еще не готовы решать вопрос принципиально. В то время как для Украины возвращение на родину политических заключенных является важной темой, которую не обходит стороной ни один политик, в России она традиционно отодвигается на второй план. Многие русские даже не подозревают о существовании такой темы".
Самым главным достижением команды российских адвокатов Савченко, а также украинского руководства и всех тех, кто помогал им, Новиков называет публичность, которой удалось добиться в деле. "Европейцы и американцы потребовали от России освобождения Надежды. С какого-то момента у Путина просто не было иного выхода, кроме как освободить Савченко. Он пошел на это только потому, что оказался под сильным давлением - добровольно он этого бы не сделал". Кроме того, указывает в завершении интервью адвокат, "Путин не получит никаких бонусов за освобождение Савченко: ни снятия санкций, ни признания Крыма, ни каких-либо компромиссов по Донбассу".