Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 марта 2000 г.

Софи Шихаб | Le Monde

После возвращения журналиста Андрея Бабицкого в Москву, ему запрещено покидать пределы столицы

После нескольких недель протестов в России и за рубежом, в понедельник 28 февраля 35-летний российский журналист Радио "Свобода" Андрей Бабицкий, был возвращен семье.

Мораль может быть следующей: на Россию полезно оказывать давление, - отмечает газета. Пока еще слишком рано говорить об освобождении Бабицкого, поскольку его обвиняют в "использовании подложных документов" и ему запрещено выезжать за пределы Москвы. Но он все же смог ответить на первые вопросы, заданные Радио "Свобода", и сказать главное. На вопрос о том, подвергался ли он истязаниям, он ответил отрицательно. Поскольку по его словам, в "концентрационном лагере" Чернокозово "я получил всего лишь несколько десятков ударов дубинкой. Это легкое и обязательное для всех обращение, следы от ударов дубинкой проходят через 2 или 3 дня, удары не приводят к необратимым повреждениям внутренних органов. Но это мелочи по сравнению с тем, что приходится выносить чеченцам, которых пытают и бьют по-настоящему".

В этот же понедельник группа российских и иностранных журналистов электронных СМИ, в которую не попали представители печатной прессы, смогла посетить лагерь Чернокозово. Эти гротескные сцены не смогли обмануть никого, за исключением, пожалуй, мало подготовленных российских телезрителей. Радио "Свобода" распространило рассказ женщины, сына которой только что выпустили из лагеря, о том, что всех больных вывели из лагеря и "куда-то" отправили.

Эмиссар Совета Европы Алваро Хиль-Роблес в течение воскресенья и понедельника посещал лагеря беженцев в Ингушетии и руины Грозного. Однако он не побывал в лагере Чернокозово, этот визит не был включен в программу поездки. Следует надеяться, что он не состоялся по просьбе самого европейского эмиссара, который хотел избежать участия в этом фарсе. Не потому ли он посчитал необходимым заявить, что "удовлетворен сотрудничеством с российскими властями" и приветствует их "инициативу", которая заключается в "демонстрации истинного состояния дел" и подготовки мероприятий по оказанию помощи населению?

Андрей Бабицкий, который в течение 40 дней находился в руках российских спецслужб, после ареста 16 января в Грозном, городе, подвергавшемся в то время сильнейшим бомбардировкам, полностью убежден, что был задержан потому, что российские власти боялись, что он расскажет о том, что видел. "Но, вместе с тем, я не ощущал их страха: некоторые, несомненно, боялись, другие ворчали и не хотели ни на что обращать внимания, иногда они демонстрировали свое презрение. Единого мнения на различных уровнях власти нет, - заявил он перед микрофоном Радио "Свобода". - Они не могут договориться между собой. У них нет ни одной реальной концепции, и я оказался между жерновами, которые вращаются вразнобой. Эти жернова чисто автоматически способны перемолоть все, что в них попало. Я думаю, что именно так и действует наша система". В течение нескольких недель с момента задержания Бабицкого, различные российские руководители, от и.о. президента Владимира Путина и министра внутренних дел Владимира Рушайло до представителей различных правоохранительных органов и силовых министерств, делали самые противоречивые заявления. Сначала, на протяжении длительного времени и несмотря на свидетельства об аресте Бабицкого они утверждали, что не знают где он находится. 27 января они заявили, что он арестован и обвиняется в "участии в незаконных вооруженных формированиях". 31 января было заявлено, что причиной его ареста является нарушение "норм, действующих в отношении журналистов". 3 февраля Кремль сообщил, что журналиста обменяли на троих или пятерых российский солдат, взятых в плен чеченцами. Другими словами, он был передан "бандитам", которым он очень нравился. Неправда: он был передан неизвестным в масках. До самого последнего момента Кремль настаивал на том, что Бабицкий находится "в горах у террористов", другими словами, там, где после падения Грозного, была сконцентрирована вся огневая мощь российской армии.

На самом деле, вначале Бабицкого находился в Чернокозово, "не столько у спецслужб, сколько у садистов", по его словам, а после "обмена" - у неизвестных людей. О них он пока не может сказать ничего определенного, за исключением того, что они пытались оказывать на него самое различное давление. Затем они насильно вручили ему азербайджанский паспорт с его фотографией и отправили на границу с Азербайджаном, но после этого он оказался в Дагестане. В понедельник, после очередного задержания Бабицкого, в Дагестан прилетели адвокат и жена журналиста. После встречи со своим подопечным адвокат объявил, что Бабицкий собирается начать голодовку. В этот же день и.о. президента Владимир Путин заявил, что считает "необязательным" содержание под стражей Бабицкого. При этом он добавил, что целью журналиста была продажа информации, с которой он неплохо справлялся.

Привезенный в понедельник вечером в Москву на пустом самолете, принадлежащем, как ему думается, министру внутренних дел, которому Путин поручил "урегулировать это дело", он принял у себя не только своих коллег с Радио "Свобода", но и российских тележурналистов, передавших затем в эфир некоторые фрагменты этой беседы. Бабицкий заявил, что твердо намерен "проинформировать самую широкую общественность о том, что с ним произошло, что происходит в Чечне, обо всем, что видел. Он считает, что это будет гарантией безопасности не только для него и его семьи, но может определенным образом повлиять на ситуацию, на ужасающий произвол, на кошмар, царящий в Чечне".

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru