Когда президент России Владимир Путин вчера вылетел во Вьетнам, гражданам Южной Кореи оставалось лишь гадать, почему во время визита Путина в Сеул их правительство - один из самых преданных союзников США в регионе - оказало поддержку России в важном вопросе, касающемся международной безопасности. По словам южнокорейских официальных лиц, это объясняется опасениями нового кризиса вокруг северокорейской ракетной программы, а также важной ролью (она непрерывно возрастает), которую может сыграть в этом деле Россия, убедив лидера Северной Кореи Ким Чен Ира отказаться от этой программы.
Неожиданно президенту Северной Кореи Ким Дэ Чжуну понадобился Путин. И у него осталось не так уж много времени, учитывая, что в Южной Корее растет разочарование мирной инициативой Север-Юг, а администрация Буша уже начала проявлять признаки нетерпения и ужесточила тон своих заявлений в отношении Северной Кореи, обвиняя ее в бездействии.
Поддержка выразилась в форме совместного заявления, с которым российский и южнокорейский лидеры выступили во вторник. В нем содержится завуалированная критика американских планов создания НПРО. Подобные планы требуют внесения изменений в Договор по ПРО от 1972 года или выхода из него. Во время двухдневного саммита Россия и Южная Корея заявили, что этот договор не только нельзя нарушать, но его следует укреплять.
Подобная демонстрация независимости Сеула от Вашингтона застала многих экспертов врасплох.
"Откровенно говоря, я удивлен,- заявил политолог из Сеульского национального университета А Юн Чул.- Россия, видимо, очень хочет поставить Ким Дэ Чжуна в сложное положение, вынудив его поддержать российскую позицию по проблеме ПРО."
"Но с точки зрения Южной Кореи,- продолжил он,- поддержка Путина была для Кима неизбежной, поскольку взамен Путин предпринимает активные усилия, чтобы убедить Ким Чен Ира отказаться от своей ракетной программы."
Возможно, Россия ведет на международной арене свою собственную игру, стараясь включить Южную Корею в число европейских и азиатских стран, надеющихся на то, что Америка ограничит масштабы своей НПРО или отсрочит ее создание, если режим контроля над вооружениями станет более эффективным, а ракетная угроза ослабеет.
Кроме того, Россия надеется получить финансовую выгоду от объединения Кореи, в результате которого будет создана траспортная сеть, соединяющая корейские порты на Тихом океане с Россией и Европой; тем самым корейский рынок будет открыт для поставок российского газа с вновь открытых месторождений.
Тем не менее, выход Кима из тени Вашингтона и его поддержка Путина скорее вызваны не соображениями мировой политики, а угрозой нового кризиса на Корейском полуострове,- считает профессор А Юн Чул, а также корейские официальные лица, принимавшие участие в саммите.
Президенту Южной Кореи необходимо было также показать Вашингтону и своему собственному народу, что его дипломатия приносит плоды. Поддержка Путина, возможно, была одним из способов продемонстрировать Вашингтону, что северокорейская ракетная угроза тоже может быть устранена дипломатическим путем и сближением между Северной и Южной Кореей.
Однако у него мало времени. Ким Дэ Чжун испытывает давление со стороны корейской общественности, требующей предъявить ей ощутимые результаты так называемой политики безусловного задействования Северной Кореи. Однако Север почти ничего не сделал в плане снижения степени своей боевой готовности к войне на Корейском полуострове - несмотря на гуманитарную помощь (на сотни миллионов долларов), направленную Южной Кореей Северу с момента прихода к власти Ким Дэ Чжуна в 1998 году, а также южнокорейские инвестиции, большая часть которых не приносит прибыли.
В такой ситуации у Сеула фактически нет возможности поддержать планы администрации Буша в отношении НПРО, поскольку подобная поддержка была бы расценена Северной Кореей как проявление воинственности - и это в то время, когда обе стороны пытаются снизить напряженность в своих отношениях. Так что до последнего времени правительство Ким Дэ Чжуна публично не заявляло о своей позиции по данному вопросу, хотя в частных беседах представители Южной Кореи говорят о НПРО так же скептически, как и многие европейцы.
По словам официальных лиц, в ближайшие 4 месяца Путин и Ким Дэ Чжун планируют интенсивно работать над заключением соглашения (впервые о нем упомянул Путин в июле прошлого года во время визита в Пхеньян), в соответствии с которым Северная Корея откажется от своей ракетной программы в обмен на оказание иностранной помощи в деле запуска северокорейских спутников.
Однако, поскольку большинство стран сомневается, что Северная Корея будет заниматься ракетным бизнесом лишь для того, чтобы запускать мирные спутники, многие эксперты полагают, что Ким Чен Ир в конце концов потребует заплатить Северной Корее сотни миллионов долларов в качестве компенсации за потерю валютных поступлений, которые сейчас Пхеньян имеет от продажи ракетных технологий Сирии, Ирану и другим странам, чьи ракетные программы тоже вызывают беспокойство у мирового сообщества.
После этой поездки Путин вернется в Москву, где в апреле он должен принять Ким Чен Ира - это будут важные переговоры, в ходе которых должна быть определена цена за умиротворения Северной Кореи. Затем северокорейский лидер отправится со своим первым визитом в Южную Корею. Это будет ответный визит на тот, который в июне прошлого года совершил в Пхеньян Ким Дэ Чжун.
"Президент Ким заявил председателю Киму, что он должен урегулировать с США ракетную проблему, и президент Ким считает, что он собирается это сделать",- подчеркнул пресс-секретарь южнокорейского лидера Пак Чжон Ян. Но вопрос в том, когда это произойдет.
По словам официальных лиц, до этих поездок Ким Дэ Чжун на следующей неделе вылетает в Вашингтон, где - среди прочего - он намерен объяснить Бушу, как важны предстоящие несколько месяцев и какую важную роль в этом должен сыграть Путин.
Принимая во внимание усиление политической оппозиции, южнокорейский президент осознает, что ему отводится мало времени - самое позднее, до лета - чтобы убедить Ким Чен Ира предпринять реальные шаги на пути примирения.