Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 марта 2001 г.

Ким Дэ Чжуну могли бы присвоить Нобелевскую премию мира, но его последняя оплошность в вопросе о противоракетной обороне свидетельствует о том, что у него нет необходимой расчетливости, чтобы развязать "гордиевы узлы" глобальной безопасности.

Во вторник, стоя рядом со своим российским коллегой Владимиром Путиным, южнокорейский президент подчеркнул, что Договор по ПРО от 1972 года является "краеугольным камнем стратегической стабильности". Тем самым, Ким фактически выступил против США, который обязались найти способ защитить себя и своих союзников от ракетного нападения. Тот факт, что министерство иностранных дел Южной Кореи поспешило заявить, что в сомвестном коммюнике Кима и Путина не было никакой критики в адрес США, говорит о том, сколь грубая ошибка была допущена.

Как же мог Ким допустить эту ошибку? Чтобы это понять, следует лишь взглянуть на его "политику оптимизма" в отношении Северной Кореи. Речь идет о попытке президента Южной Кореи сделать Северную Корею открытой страной путем дипломатических усилий, гуманитарной помощи и инвестиций. Действительно, налицо некоторые признаки того, что Пхеньян готов следовать по пути реформ, проторенному его основным союзником - Китаем - а желание самого Кима к сближению с Северной Кореей, без сомнения, искренне. В этом плане он надеется заручиться поддержкой России, и одна из основных целей визита Путина в Сеул заключалась в том, чтобы убедить Кима, что Москва действительно имеет определенное влияние на Пхеньян.

Тем не менее, было не так уж много прецедентов успешного демонтирования тоталитарных режимов. До сих пор нельзя сбрасывать со счетов возможность, что северокорейские лидеры, столкнувшиеся с серьезными экономическими трудностями, просто разыгрывают дипломатический гамбит, чтобы их не вздернули на фонарном столбе. Пока не выяснится, что режим действительно меняет политический курс, усилия Кима будут чреваты всеми опасностями, свойственными политике умиротворения.

Тем временем, мир все еще должен считаться с режимом, который сейчас утверждает, что заморозил свою программу создания ядерного оружия и баллистических ракет большой дальности, однако никогда не отказывался от этих планов. Подобные технологии представляют собой потенциальное орудие для шантажа. К примеру, не далее, как на прошлой неделе, Пхеньян обрушился с первыми нападками на администрацию Буша, угрожая возобновить работу над этими программами и отказаться от моратория на ракетные испытания. Один из руководителей южнокорейского министерства по делам объединения интерпретировал эти заявления как свидетельство того, что Северная Корея "очень надеется на улучшение отношений с США".

Пхеньян продает также свои вооружения другим государствам-изгоям. Эксперты утверждают, что Северная Корея поставляет ракетные технологии в Южную Азию и на Ближний Восток. Проведенное в 1998 году испытание многоступенчатой ракеты свидетельствует, что, несмотря на экономические трудности, Северная Корея все еще питает большие военные амбиции.

Принимая во внимание желание Кима представить в выгодном свете непримиримого врага, нетрудно понять, почему он стал на точку зрения Москвы и Пекина, считающих американскую НПРО дестабилизирующим фактором. Они неискренни, аргументируя свою позицию тем, что создание нормально функционирующей системы защиты от небольшого числа ракет почему-то будет способствовать созданию новых ракет. В действительности, все наоборот. В отсутствие противоракетной обороны Южная Корея должна будет включиться в небольшую гонку вооружений, создавая свои собственные ракеты в противовес имеющимся у Северной Кореи. Наличие ПРО скорее всего удержит государства-изгои от инвестиций в создание ракетных технологий. Кроме того, создание ПРО снизит вероятность развязывания случайного конфликта между более крупными державами, которые должны были бы прибегнуть к широкомасштабному ракетному удару, чтобы преодолеть оборону противника.

Возможно, в 1972 году Договор по ПРО был строительным кирпичом в последующее здание американо-советских переговоров по ограничению вооружений. Но сейчас он себя уже изжил. Угрозы глобальной безопасности больше не исходят от противостояния двух разумных и расчетливых сверхдержав. Вместо этого они исходят от государств, руководители которых удерживаются у власти благодаря развязыванию массовой истерии, подогреванию враждебного отношения к остальному миру. Поэтому их действия не поддаются никакой логике, которая могла бы привести к дипломатическим компромиссам. Ошибка Кима, проявившаяся в "политике оптимизма" и негативном отношении к противоракетной обороне, заключается в том, что он слишком верит в способность искренних миротворцев, таких как он сам, урегулировать все существующие в мире конфликты.

Еще несколько слов о Договоре по ПРО. Следует напомнить, что речь идет о договоре исключетельно между США и империей, которая когда-то называлась СССР; в нем ничего не говорится о других странах. Региональная система ПРО, которую создают США и Япония - и которая защитит также Южную Корею - формально является ПРО ТВД, хотя, если речь идет о такой географически удаленной от США стране, как Япония или Южная Корея, в действительности это НПРО. Циничное толкование этого договора со стороны Кима свидетельствует, что он заинтересован в защите от ракетного нападения лишь собственной страны, а не США.

К счастью, новая администрация Буша намного более реалистична и расчетлива; она понимает, что врага нельзя "купить" или умаслить, чтобы он сложил оружие. Вскоре Ким может обнаружить, что его оптимизм в отношении Северной Кореи завел его в тупик. Почти нет никаких сомнений, к кому он тогда обратится за помощью.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru