Помогла ли "оранжевая революция" примирению Парижа и Варшавы? Успешное посредничество высших польских руководителей во главе с президентом Квасьневским в урегулировании украинского кризиса получило "очень высокую оценку" со стороны Жака Ширака.
Страна с большим населением, немалым экономическим потенциалом и богатой историей, Польша не скрывает стремления стать ключевым участником европейского строительства. До сих пор она неуклюже пыталась найти свое место и укрепить позиции в Европе с помощью США. Передвижение границ Евросоюза к востоку открыло перед ней новые перспективы. Варшава, находящаяся на рубежах Европы, стремится найти наилучший modus vivendi с молодыми соседними государствами, в которых с большим трудом утверждается демократия, а ВВП на душу населения не превышает 6% от среднего европейского уровня.
Примерно за год до своего расширения Европейский союз, в основном по соображениям безопасности (снизить напряженность, уменьшить риски, связанные с миграционными потоками), перешел к новой стратегии, предполагавшей более амбициозный подход к выстраиванию отношений с соседями. Рожденная в марте 2003 года, Европейская политика соседства (ЕПС), которая распространяется и на страны Средиземноморья, ставит своей целью "расширять пространство стабильности и процветания". Осуществляемая через соглашения о партнерстве и сотрудничестве ("планы действия"), она предлагает новым соседям "перспективу участия во внутреннем рынке ЕС".
Польша сыграла не последнюю роль в появлении этого документа. Уже много лет Варшава предпринимает различные дипломатические инициативы по распространению норм демократии и рыночной экономики в странах Востока. В результате Польша стала лучшим лоббистом Украины, с которой она еще в начале 90-х годов выработала план "стратегического партнерства".
Сегодня у нее есть все, чтобы выступать в качестве главного проводника этой новой политики соседства, принятой Евросоюзом. Это и ее 1200-километровая граница с Россией, Белоруссией и Украиной. Это и история, связывающая ее с западной частью Украины, где до сих пор проживает многочисленная польская община. Наподобие Испании, инициировавшей "Барселонский процесс" в Средиземноморье, Варшава стала адвокатом своих соседей, который предостерегает ЕС от искушения превратиться в неприступную крепость и создать новый "железный занавес", породив тем самым экономическое неравенство и усилив политическую нестабильность на границах расширившейся Европы.
Этот интерес к странам, расположенным к востоку от Буга, объясняется и геополитическими причинами. Варшава по-прежнему видит в России угрозу - если не для своей территориальной целостности, то как минимум для своих интересов. Привязать Украину (а может быть, и саму Россию?) к Европе значило бы уменьшить опасность того, что Москва будет играть дестабилизирующую роль в регионе.
Убежденная в том, что вступление в ЕС есть единственный надежный способ привести соседей на рельсы демократии и рыночной экономики, Польша выступает сегодня за интеграцию Украины. Удастся ли ей убедить своих европейских партнеров? ЕС отказывается даже открыть двери для вступления в свой состав новых кандидатов и, несмотря на авторитарный уклон Владимира Путина, не хочет ссориться с Россией, которая покрывает 15% его потребностей в газе и нефти. Но в любом случае способность Польши влиять на политику Европы - и Америки - в отношении постсоветских стран позволит ей наконец-то найти для себя роль, соответствующую ее амбициям.