Если и существует лейтмотив, характеризующий понтификат Иоанна Павла II, то это тайна, окружающая возможного преемника Папы. Папа часто попадал в больницу, но всякий раз выздоравливал. Это порождает домыслы вокруг кандидатуры будущего понтифика. Этот сюжет уже десять лет муссируется в СМИ, возникая всякий раз, когда физическое состояние нынешнего Папы ухудшается. Но то, что могут позволить себе журналисты и эксперты, Иоанн Павел II запретил кардиналам, которым предстоит избрать его преемника.
В 1996 году Кароль Войтыла в мельчайших деталях расписал процедуру избрания следующего Папы в "Апостольской конституции Universi Dominici Gregis (Ко всей пастве Божьей. - Прим. ред.) о вакантности Апостольского престола и избрании Римского понтифика". Любые предвыборные маневры строжайше запрещаются. В частности, Иоанн Павел II под угрозой отлучения потребовал от кардиналов, чтобы они при его жизни и не посоветовавшись с ним не принимали никаких решений или обязательств на сей счет "в частных собраниях". Кардиналы также не имеют права обещать свои голоса потенциальному кандидату.
В параграфе 81 Конституции отмечается: "Кардиналы-выборщики должны воздерживаться от любого рода пактов, соглашений, обещаний или иных обязательств какого бы то ни было характера, которые могли бы заставить их отдать свой голос одному или нескольким кандидатам или отказать им в нем. Если такие вещи все же будут иметь место, даже под присягой, я постановляю, что такое обязательство является недействительным и несостоявшимся и что никто не обязан его выполнять; отныне я налагаю наказание в виде отлучения "latae sententiae" (автоматического. - Прим. ред.) на любого, кто преступит этот запрет. В то же время я не намерен запрещать обмен мнениями по поводу избрания во время вакантности Престола".
Это следует понимать так: избрание преемника будет проходить в отсутствие кандидата и предвыборной программы. Руководители Церкви смогут обсуждать вопрос о преемнике Иоанна Павла II только после смерти последнего, на предварительных совещаниях, предшествующих конклаву. Но хотя кардиналы не могут говорить на эту тему, ничто не мешает им о ней думать.
В воскресенье американский кардинал Фрэнсис Джордж, архиепископ Чикагский, заявил, что было бы "безответственным" не думать о преемнике Иоанна Павла II "в то время, как его здоровье ослабевает". Осторожный Фрэнсис Джордж тут же добавил: "Мы не обсуждали между собой (т.е. в кругу американских кардиналов. - Le Temps) имена" кандидатов в преемники. Безусловно, каждый кардинал носит "в сердце своем" имя фаворита, но остерегается делиться своими размышлениями с коллегами.
Специалисты по Ватикану уже давно пытаются компенсировать молчание кардиналов, регулярно пополняя списки "papabilis" (кандидатов в Папы. - Прим. ред.). Между тем Иоанн Павел II значительно усилил секретность, в условиях которой должно произойти избрание его преемника. Глава IV Конституции целиком посвящена этому сюжету. Так, кардиналы должны принести клятву в том, что они будут хранить молчание обо всех дискуссиях, касающихся избрание нового Папы, будь то дискуссии, проходящие на предварительных совещаниях или на конклаве.
Тот, кто нарушит эту тайну, рискует подвергнуться суровым наказаниям, главным из которых является отлучение от Церкви.
Параграф 59 Конституции говорит об этом со всей определенностью. В нем подчеркивается, что "кардиналам-выборщикам воспрещается сообщать любому другому лицу информацию, прямо или косвенно касающуюся голосования, а также всего, о чем говорилось или о чем были приняты решения по поводу избрания понтифика на совещаниях кардиналов, как до, так и во время выборов. Это обязательство хранить секретность распространяется и на кардиналов, не являющихся выборщиками, которые участвуют в генеральных конгрегациях (подготовительных совещаниях. - Le Temps)". Таким образом, даже кандидаты в возрасте старше 80 лет, не имеющие права присутствовать на конклаве, обязаны хранить молчание.
Эта страсть к секретности объясняется личным мистицизмом Иоанна Павла II. По его мнению, выбор кардиналов должен быть выражением Божьей воли, а не воли гражданских властей или СМИ. Поэтому любого вмешательства извне допускать нельзя. В параграфе 80 Конституции Иоанн Павел II подчеркивает, что этот запрет распространяется "на все формы вмешательства, выражения несогласия, пожелания, с помощью которых гражданские власти любого ранга и уровня, группа лиц или отдельные индивиды хотели бы вмешаться в избрание понтифика". Тем самым дается понять, что светские люди не должны пытаться повлиять на избрание человека, который станет их Папой.
Чтобы исключить любое вмешательство извне и позволить кардиналам сохранить независимость суждения, Иоанн Павел II предусмотрел положение, согласно которому Кардинальская коллегия будет изолирована от внешнего мира на весь период заседания конклава. Он, в частности, требует от кардиналов-выборщиков "воздерживаться от любой переписки, переговоров по телефону или по радио с лицами, не находящимися в отведенных им зданиях. Лишь очень серьезные и неотложные причины... могут позволить им осуществлять такие контакты".
Кардиналам придется также "воздержаться от приема или отправления любого рода посланий за пределы Града Ватикана... Кардиналам-выборщикам с особой строгостью запрещается на всем протяжении процедуры выборов принимать представителей ежедневной или периодической прессы любого вида, слушать радиопередачи или смотреть телевизор".
Чтобы окружить конклав полной секретностью, Иоанн Павел II также запретил проносить в Сикстинскую капеллу "любые технические средства, позволяющие записывать, воспроизводить или передавать голоса, зрительные образы или тексты". За соблюдением этих правил должны будут проследить технические специалисты.
Никто не сомневается, что выборы будущего понтифика станут самыми секретными в истории Церкви. В 1978 году, во время конклава, возведшего Кароля Войтылу на папский престол, кардиналы-выборщики и остальные кардиналы еще имели возможность общаться со средствами массовой информации на стадии предварительных обсуждений. Отныне этой льготы они будут лишены.