Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 марта 2006 г.

Добросовестному наблюдателю невероятно сложно прорваться через закрытые двери, отделяющие Чечню от остального мира. В самом деле, никто не знает даже того, сколько жертв среди мирных граждан принесли десять лет войны.

По оценкам неправительственных организаций, эта цифра находится в промежутке от 100 тысяч (то есть каждый десятый житель) до 300 тысяч (каждый четвертый).

Сколько избирателей участвовали в выборах в ноябре 2005 года? От 60 до 80%, утверждают российские власти; около 20%, считают независимые обозреватели. Пелена секретности вокруг Чечни препятствует всякой точной оценке разрушительных последствий жестокого конфликта.

Однако цензура не может полностью скрыть кошмара происходящего. Прямо на глазах у всего мира столица Чечни - город Грозный с 400 тысячами жителей - была разрушена до основания, и это первый случай со времен карательной операции Гитлера в Варшаве в 1944 году. Подобные антигуманные действия нельзя объяснить "антитеррористическими" целями, как настаивает президент России Владимир Путин.

Российское военное руководство утверждает, что ведет борьбу против группы из 700-2000 боевиков. Какой была бы реакция, если бы британское правительство разбомбило Белфаст (или испанское правительство - Бильбао) под предлогом борьбы с ИРА или ЭТА?

Однако мир продолжает хранить молчание, глядя на то, как Грозный и другие чеченские города и поселки сравнивают с землей. Неужели чеченские женщины, дети, вообще все граждане Чечни менее достойны уважения человечества? Они все еще причисляются к людям? Ничто не извиняет показное равнодушие, выраженное во всеобщем молчании.

В Чечне на кон поставлена основа нашей морали. Может ли мир оправдать изнасилование девушек, похищенных оккупирующими войсками или их ополченцами? Должны ли мы терпеть убийство детей и похищение юношей, которых избивают, пытают и возвращают за выкуп их семьям живыми или мертвыми?

Что же можно сказать о "фильтрационных лагерях" и обесценивании человеческой жизни"? О деревнях, которые сжигают для острастки? Некоторые НПО и отдельные смелые российские и западные журналисты были свидетелями бесчисленных преступлений. Мы не может говорить: "Мы ничего не знали".

По большому счету, в Чечне под вопросом стоит фундаментальный принцип демократического и цивилизованного общества: право гражданина на жизнь, в том числе защита мирных жителей, вдов и сирот.

Международные соглашения и Устав ООН в Чечне имеют такую же силу, как и в любом другом месте. Право нации на самоопределение не предполагает право властей уничтожать свой народ.

Далее, вопрос о борьбе с терроризмом. Кто не понимает до сих пор, что российская армия ведет себя как команда пожарных-пироманов, которая собственными действиями разжигает огонь терроризма? После десяти лет массовых репрессий огонь вместо того, чтобы погаснуть, распространяется на соседние регионы, охватывая весь Северный Кавказ и еще больше ожесточая боевиков. До каких пор мы будет игнорировать тот факт, что, культивируя пугало "чеченского терроризма", российское правительство подавляет свободы, приобретенные после распада советской империи?

Чеченская война одновременно и маскирует, и обосновывает возрождение централизованной власти в России - возвращение СМИ под государственный контроль, утверждение законов против НПО и усиление "вертикали власти". В результате не остается институтов и фигур, способных противостоять Кремлю или ограничивать его деятельность. Создается впечатление, что война скрывает возвращение к автократии.

К прискорбию, войны в Чечне идут уже на протяжении 300 лет. Это были жестокие колониальные конфликты в царские времена и фактический геноцид при Сталине, который приказал депортировать все население Чечни, треть которого погибла при пересылке в ГУЛАГ.

Так как мы осуждаем колониальные кампании с истреблением населения, так как мы любим русскую культуру и верим, что Россия может достичь расцвета демократического будущего, так как мы верим, что терроризм - представлен ли он противодействующими государству боевиками или государственными армиями - должен быть осужден, мы требуем покончить с мировым заговором молчания вокруг Чечни. Мы должны помочь российским властям выбраться из ловушки, которую они сами же и создали, поставив под угрозу не только Чечню и Россию, но и весь мир.

Было бы трагической ошибкой оставить чеченский вопрос за скобками саммита "большой восьмерки", который должен состояться в Санкт-Петербурге в июне 2006 года. Эта ужасная и бесконечная война должна обсуждаться открыто - только тогда она может окончиться миром.

Источник: The Jerusalem Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru