Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 марта 2006 г.

Ричард Пайпс | The Wall Street Journal

Почему медведь рычит

Почему россияне все еще создают проблемы для нас, несмотря на то что холодная война давно закончилась? Почему они приглашают лидеров террористической группировки "Хамас" в Москву? Почему прекращают поставки газа на Украину и тем самым сокращают объемы газа, поступающего в Западную Европу? Почему запугивают иностранные неправительственные организации, обвиняя их в шпионаже и подстрекательстве к революции? Почему они проводят совместные военные маневры с Китаем, явно направленные против Тайваня?

Такие действия, в которых зачастую проявляется нежелание сотрудничать, а порой и прямая враждебность, можно объяснить множеством причин. Особенно следует выделить две. Первая - это неспособность России найти надлежащее место в международном сообществе. Это ощущение изоляции имеет глубокие исторические корни. Как страна, проповедующая православное христианство, позаимствованное у Византии, Россия всегда чувствовала себя отчужденной от католической и протестантской Европы, не говоря уж об исламской и буддистской Азии.

Хотя религия сегодня играет намного меньшую роль в политике, чем в прошлые времена, это чувство отчуждения сохраняется и в светской жизни. По данным опросов общественного мнения, большинство россиян считают Запад врагом и не хотят идти по его пути. Российская пресса переполнена ехидными комментариями по поводу Европы и Соединенных Штатов и испытывает удовлетворение в случае, если с Запада поступают плохие новости.

Даже после утраты имперских окраин Россия остается самой большой страной в мире. Гигантская территория также вносит свою лепту в ощущение отчужденности. Россияне очень гордятся своими огромными просторами, они привыкли считать, что Россия - это не страна, как другие, а целый континент. Следовательно, считают они, Россия имеет право на статус сверхдержавы и на решающий голос при обсуждении мировых проблем.

Другой фактор, усиливающий чувство изолированности и враждебности к внешнему миру, связан с антидемократической, авторитарной традицией России. Хотя во время советской эпохи многие воспринимали Россию как радикальную страну, ее радикальность была ограничена марксистско-ленинскими лозунгами, предназначенными исключительно на экспорт. На самом деле это был реакционный режим, имеющий больше общего с автократами Николаем I или Александром III, чем с социалистическими идеями радикальной интеллигенции.

Российская политическая традиция отличается консерватизмом, поэтому даже марксизм в России приобрел консервативную окраску. До 1991 года Россия отказывалась от автократии лишь два раза за всю свою историю - в начале XVII столетия и в 1917 году - и в обоих случаях разрушение автократии привело не к возникновению либерального режима, а к анархии и затем реставрации абсолютизма. Судя по всему, сегодня происходит аналогичный процесс.

Россияне поразительно аполитичны. Они не верят, что простые люди могут оказать какое-либо влияние на правительство. Они воспринимают правительство как закрытую корпорацию чиновников, которых беспокоят только их собственные интересы. Поэтому россияне относятся к выборам и другим демократическим процедурам как к мошенническим уловкам. Им важно не то, чтобы правительство выражало их интересы - по мнению россиян, ни одно правительство никогда не делает этого - но чтобы правительство было сильным и работающим. Его главной функцией россияне считают поддержание порядка. В ходе опросов общественного мнения россиянам задавали вопрос, что для них важнее - порядок или свобода, и три четверти отвечали, что им важнее порядок, видимо, полагая, что понятия "порядок" и "свобода" являются несовместимыми.

Такое представление о хорошем правительстве существует в сознании россиян потому, что россияне не доверяют друг другу. В России ощущается дефицит взаимного доверия - необходимой составляющей для функционирования гражданского общества. Россияне привыкли относиться к другим людям, за исключением своей семьи и близких друзей, как к врагам. Такой настрой благоприятствует существованию недемократического правительства, так как большинство россиян считают власти опорой для защиты от своих соседей.

Россияне не только аполитичны, но и асоциальны. Россия сегодня, как и в прошлом, состоит из множества анклавов, где власти не чувствует никакой ответственности перед людьми, а люди мало чего ожидают от властей. Если судить по результатам голосования на различных выборах, лишь 10% россиян, в основном жители больших городов, придерживаются западных взглядов о должностных правах и обязанностях правительства.

Причина всего этого заключается в сознательном отказе посткоммунистического режима порвать с советским прошлым. За пределами двух крупнейших российских городов, Москвы и Санкт-Петербурга, повсеместно встречаются реликты коммунистической эпохи. По стране разбросаны бесчисленные памятники Ленину в позе, призывающей людей идти вперед, к коммунизму. Многие улицы названы в честь событий и героев коммунистической эпохи. Президент Путин утвердил старый советский гимн (с измененными словами) в качестве гимна Российской Федерации. Каждый год в феврале страна отмечает годовщину основания Красной Армии. Не удивительно, что, согласно результатам опросов общественного мнения, почти одна треть россиян, преимущественно жители маленьких городов и деревень, не знают того, что советского режима больше не существует: они все еще продолжают рассматривать советы как "свое" правительство.

Эти факторы создают проблемы для России в ее отношениях с внешним миром. Ни российское правительство, ни население России в целом не может найти свое место в международном сообществе. Они считают, что являются людьми, обладающими уникальными способностями, но полагают, что внешние враги мешают им занять надлежащее место в мире. Власти поощряют такие настроения - это создает взаимосвязь между властями и их подчиненными. Ведь во всех остальных аспектах жизни такая взаимосвязь здесь практически отсутствует.

Ричард Пайпс является заслуженным профессором истории Гарвардского университета и автором книги "Российский консерватизм и его критика" (Russian Conservatism and Its Critics, Yale, 2006)

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru