Интервью с Брюно Грюзелем, экспертом французского Фонда стратегических исследований
Брюно Грюзель, эксперт по противоракетной обороне, работает в Фонде стратегических исследований в Париже. Он вновь обращается к полемике вокруг размещения в Европе будущего американского противоракетного щита.
- Почему США хотят установить системы ПРО в Польше и Чехии, объясняя это желанием защититься от иранской угрозы?
- Потому что земля круглая! Посмотрите карту Google Earth, и вы поймете, что кратчайший путь между Тегераном и Вашингтоном проходит через Центральную Европу. Это совсем не то, что смотреть изображение на плоскости, где траектория искажается.
- Почему Россия считает, что такое развертывание угрожает ей?
- Системы ПРО, которые американцы сейчас устанавливают в Калифорнии, на Аляске и в Европе, не смогут перехватить российские системы, слишком многочисленные и сложные. Не смогут еще и потому, что установлены в не подходящем для этого месте. Ракеты, которые Россия может направить против США, полетят через север, через Арктику, поэтому так важна американская база Туле в Гренландии. Противоракетная оборона должна защитить американскую территорию против опасности, исходящей от Ирана и Северной Кореи. В Польше будет установлено всего десять перехватчиков. Они остановят только грубо изготовленную ракету.
- Почему тогда Россия реагирует столь болезненно?
- В России считают, что развертывание осуществляется слишком близко к ее границам, что может стать подготовкой к шагам, таящим для нее большую опасность, в том числе к размещению ядерного оружия. Радар, который предполагается установить в Чехии, даст небольшую возможность слежения за российским центром испытаний Капустин Яр.
- Представляют ли реальную угрозу для американцев иранцы, которые только что провели испытания космической ракеты?
- Это, несомненно, повод для беспокойства. В этом демократы и республиканцы скорее склонны согласиться. Что касается Ирана, сегодня можно говорить о наличии у него ракет с радиусом действия от 2000 до 3000 км. Однако, для того чтобы угрожать американской территории из Ирана, необходимы устройства с дальностью 9000-10000 км. Сейчас пока таких ракет у Ирана нет, и он сможет ими обладать не раньше 2020 года. А американская система ПРО войдет в строй не раньше 2012 года.
- Существует ли опасность для Европы?
- Начиная с 2000 года президент Буш говорит о том, что система ПРО должна распространяться и на союзников. Это относится к Японии, расположенной рядом с Северной Кореей. Что касается Европы, предполагаемая система обладает небольшими возможностями защиты, в том числе и от русских. Но соглашения, находящиеся на стадии окончательной доработки, между США, с одной стороны, и Польшей и Чехией - с другой, носят исключительно двусторонний характер, как и аналогичные контракты с Великобританией и Данией. Кроме того, существует программа НАТО, начало которой было положено на пражском саммите 2002 года. Вопрос в том, чтобы понять, как совместить чисто американские средства, средства Североатлантического альянса и иногда встречающиеся европейские средства. Потому что для эффективного функционирования эти системы должны находиться в тесном взаимодействии.
- А Франция?
- Франция больше не исключает возможности обзаведения системой ПРО, о которой уже давно говорится в рамках французской концепции ядерного сдерживания. Это значительная перемена в политике. Сейчас идет разработка первой, зачаточной системы. Речь идет о ракетах типа Aster. Она не имеет стратегического значения, как американская программа. Она призвана защитить развернутые в определенных местах войска (авианосцы или стратегически важные базы), а не территорию страны.