В апреле 2010 года начались работы по строительству Балтийского газопровода - с того момента по дну Балтики было проложено более 1050 км труб. В ближайшую зиму, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung, по этой ветке из России газ пойдет в Западную Европу, минуя привычные транзитные государства. "Европа получит более надежные поставки, не более того", - добавляет автор публикации Андреас Мим.
Газопровод "Северный поток" не сильно улучшит снабжение газом Западной Европы, при этом страх перед возможным политическим давлением со стороны российской стороны в душах европейцев остается неизменным. "Тем более что заместитель председателя Госдумы, глава Российского газового общества Валерий Язев заявил о том, что строительство второй нитки газопровода приостановлено - Россия якобы недовольна предусмотренными ЕС правилами регулирования сети".
Возможно, продолжает автор, дело не только в этом, но и в успешной реализации Еврокомиссией проекта Nabucco, который может превратиться в независимый от России канал доставки газа из Каспийского региона. "Однако до тех пор, пока по 3300-километровому газопроводу ежегодно будет проходить 31 млрд кубометров газа из Турции через Балканы в сторону Австрии в обход России, предстоит преодолеть многие технические и политические препятствия. И это не только сопротивление России, которая сама не прочь взяться за газовые резервы Каспия, планируя строительство газопровода "Южный поток". Это и планы Китая, который подбирается к туркменским месторождениям".
Пока, замечает автор статьи, у Еврокомиссии нет письменных договоренностей с властями Азербайджана, Туркмении и Багдада о надежных поставках в Европу. Нет и необходимых договоренностей с Турцией. Предстоит ответить и на вопрос о величине спроса на европейском газовом рынке. "В этой связи требуется мужество и холодный расчет, чтобы реализовать проект стоимостью не в один десяток миллиардов. И если "Северный поток" принято считать не простым в плане технической и политической реализации проектом, то к Nabucco такое определение подходит еще больше". Но усилия того стоят, заключает автор. С Nabucco энергообеспечение Европы будет определенно более надежным.