"Кто они - американцы, которые внезапно стали называть себя социалистами?" - вопрошает обозреватель The Guardian Харольд Мейерсон. "И что они понимают под социализмом?" - гадает он.
Многие американские демократы готовы голосовать за Берни Сандерса, называющего себя "демократическим социалистом". Но еще важнее тот факт, что многие американские демократы сами называют себя социалистами. Судя по соцопросам, в Айове таких более 40%, в Нью-Гемпшире - 31, в Южной Каролине - 39%.
По мнению автора, дело тут не в кандидатуре Сандерса. Еще в 2011 году, согласно соцопросу фирмы Pew, 49% американцев моложе 30 лет относились к социализму положительно, а только 47% - отрицательно.
Популярность социализма предвещали такие явления, как одобрительное отношение большинства американцев к идее движения Occupy Wall Street - представлению, что 1% американцев процветает за счет остальных 99%. Книга Томаса Пикетти "Капитал в XXI веке" стала бестселлером, движение "Бороться за 15 долларов" успешно добивается, чтобы города и штаты повышали уровень минимальной зарплаты.
Мейерсон счел, что американцы не противопоставляют социализм и воинствующий либерализм. Так, в Южной Каролине 39% демократов назвали себя социалистами, 74% - прогрессистами, а 68% - либералами (по условиям опроса, они могли выбрать больше одного определения).
Но почему же миллионы американцев стали называть себя именно социалистами?
"Начнем с того, что кампания Сандерса, несомненно, отчасти сняла с социализма позорное пятно. Крах советского коммунистического режима создал ситуацию, в которой молодые американцы отождествляют социализм с социал-демократическими странами Западной Европы, в которых экономическое неравенство и сопутствующие ему беды не столь остры, как в США", - говорится в статье.
"Но главной силой, которая подтолкнула миллионы американцев к "колонне социалистов", стала почти полная дисфункциональность современного американского капитализма", - считает автор. По его мнению, регулируемый, с мощным профсоюзным движением, "полусоциалистический" капитализм середины ХХ века породил энергичный средний класс, к которому стало принадлежать большинство американцев. А вот капитализм последних 35 лет - дерегулированный, без профсоюзов, с преобладанием финансовой сферы, "породил рекордный уровень неравенства, сокращение среднего класса и скудость экономических возможностей (которой сопутствуют рекордные экономические нагрузки) для молодежи", - пишет автор.