Вчера вечером перед MI-5 вновь был поставлен вопрос о том, почему спецслужба не сумела предотвратить взрывы в Лондоне, когда выяснилось, что двое из террористов-самоубийц попали в поле ее зрения более чем за год до преступления.
Об этом стало известно вчера, после вынесения приговора пятерым британским мусульманам, входившим в ячейку "Аль-Каиды" и планировавшим взрывы в ночном клубе, торговых центрах и учреждениях с помощью самодельных взрывных устройств, изготовленных на основе удобрений.
Родственники жертв терактов 7 июля с ужасом узнали о существовании связи между осужденными вчера заговорщиками и лондонскими террористами, которых называли "чистыми террористами", совершившими взрывы "абсолютно неожиданно".
В ходе суда, продлившегося 12 месяцев, присяжным не сообщалось, что банда из города Кроули, расположенного неподалеку от аэропорта Гэтвик, имела контакты с двумя организаторами лондонских взрывов - Мухаммедом Сидик Ханом и Шехзадом Танвиром.
Оказалось, что Хан был тесно связан с лидером террористической ячейки Омаром Хаямом, в ту пору одним из главных подозреваемых в терроризме в Великобритании.
За Ханом и Танвиром было установлено наблюдение, велось прослушивание, агенты наблюдения MI-5 фотографировали их во время четырех встреч с Хаямом на финальных стадиях подготовки к теракту. Однако затем они исчезли из поля зрения спецслужб.
Кроме того, службам безопасности задают вопросы, как получилось, что:
- MI-5 проследила Хана до дома его тещи в Дьюсбери. Было установлено, что Хаям иногда пользуется его машиной. Однако имя Хана так и не было установлено, а следить за ним перестали, сочтя за второстепенной фигурой.
- MI-5 не предупредила Особую службу Западного Йоркшира и не передала ей ни фотографии подозреваемого, ни номер его машины.
- Хан и Хаям посетили лагерь по подготовке террористов в Пакистане за два года до взрывов 7 июля в лондонском транспорте. В ходе взрывов были убиты 56 человек, в том числе четверо террористов. Хан и Хаям контактировали с человеком по имени Мухаммед Каям Хан, известным как Кью. Он находился под наблюдением у MI-5 по подозрению в финансировании, поставках снаряжения и вербовке рекрутов для "Аль-Каиды". Хан общался с Кью по мобильному телефону.
Вчера в Центральном уголовном суде пятеро мусульман были признаны виновными в сговоре с целью организации взрывов. Данное разбирательство стало самым длинным процессом по обвинению в терроризме в истории Великобритании. Двое других обвиняемых оправданы. Присяжные совещались в течение 27 дней.
26-летний Хаям приговорен к пожизненному заключению. Судья, сэр Майкл Эстилл, назвал осужденного "безжалостным, неумным и хитрым" человеком. Кроме него, к пожизненным срокам приговорены 25-летний Энтони Гарсиа, приехавший в Великобританию с родителями в возрасте пяти лет из Алжира; 23-летний Джавад Акбар (в своих телефонных переговорах он упоминал о подготовке взрыва в лондонском клубе Ministry of Sound); 35-летний Вахид Махмуд, известный как "эмир Кроули", а также 31-летний житель Лутона Салахуддин Амин. Все они могут рассчитывать на досрочное освобождение через 20 лет.
20-летний Шуях Махмуд из Кроули и 22-летний Набиль Хусейн из Хорли, графство Суррей, были оправданы.
Приговор стал триумфом MI-5. Службе стало известно о заговоре в начале 2004 года, когда она проверяла связи между британскими мусульманами и лидерами "Аль-Каиды" в Пакистане. Однако торжество спецслужб омрачено возобновившейся критикой их неспособности предотвратить взрывы 7 июля. Сразу после атак правительство заявило, что прежде террористы не попадали в поле зрения правоохранительных органов. Однако уже спустя несколько недель стало известно, что двое из организаторов взрывов были связаны с заговорщиками, делавшими бомбу из удобрений. Попыток выследить их не предпринималось.
MI-5 активно работала с другим масштабным заговором и не имела свободных сотрудников, чтобы заниматься многими из 55 "второстепенных игроков".
Вчера вечером MI-5 пошла на беспрецедентный шаг, разместив на своем сайте опровержение под заголовком "Слухи и действительность". В нем говорится: "Личности Хана и Танвира не были установлены в ходе расследования, поскольку они не были причастны к запланированным атакам. Они более походили на мошенников, имевших слабые контакты с участниками группы. Доказательств их причастности к планированию каких-либо террористических актов на территории Великобритании не было".
Однако ставшая известной благодаря утечке расшифровка разговора Сидик Хана с Хаямом показывает, что большая часть их беседы была посвящена поездке в Пакистан и "операциям".
Лишь две из десяти страниц расшифровки касаются мошенничества. Но кроме этого Хаям просит Хана внимательно слушаться "эмира" в тренировочном лагере, а Хан спрашивает, попрощаться ли со своим ребенком.
Джонатан Эванс, генеральный директор MI-5, пришедший на эту должность лишь две недели назад, заявил: "Мою службу никогда нельзя было обвинить в самодовольстве. Теракты 7 июля в Лондоне стали чудовищным событием. Чувство досады из-за неспособности предотвратить теракт (несмотря на наши попытки воспрепятствовать любым подобным преступлениям), распространившееся среди сотрудников службы, останется с нами навсегда".
"Впредь мы продолжим делать все, что в наших силах, для защиты британского общества. Однако необходимо честно признавать, что возможно и что невозможно предотвратить в демократическом обществе, уважающем свободы".
В прошлом году парламентская комиссия по разведке и безопасности, подотчетная премьер-министру, заявила, что доказательств того, что службы безопасности допустили некие "заслуживающие порицания ошибки", не имеется.
Как сообщил парламенту министр внутренних дел Джон Рид, теперь комиссия вновь рассмотрит данный вопрос. Он, однако, отверг возможность независимого расследования. По его словам, это отвлечет полицию и спецслужбы от борьбы с терроризмом.
Пресс-секретарь Даунинг-стрит заявил: "Не нужно перескакивать с факта публикации новых доказательств к предположениям о том, что теракты 7 июля каким-то образом можно было предотвратить".
Дэвид Дэвис, министр внутренних дел теневого кабинета, заявил, что контраргументов против независимого расследования пока "не прозвучало". По его мнению, правительство "сознательно или нет" не сообщило всей правды о данном деле.