Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 мая 2008 г.

Редакция | The Economist

Россия и Грузия бряцают оружием

Грузия и Россия согласны в одном: ситуация в сепаратистской Абхазии тяжелая, и она будет только ухудшаться. Грузия, бывшая республика СССР, тесно связанная с Америкой, утверждает, что Россия незаконно увеличила число своих солдат в регионе. А на прошлой неделе Тбилиси опубликовал видеозапись, на которой, по утверждениям, показан российский истребитель, сбивший беспилотный грузинский самолет-разведчик. Россия же настаивает, что состоящее из миротворцев подкрепление отправлено в Абхазию законно. Кремль подчеркивает, что это грузинские власти действуют провокационно, усиливая военное присутствие в Кодорском ущелье - этот небольшой участок Абхазии остается под контролем центрального правительства Тбилиси.

Наиболее пессимистичная трактовка происходящего сводится к тому, что Кремль решил, будто Запад слишком сильно расколот и отвлечен на другие вопросы, чтобы обращать внимание на Грузию. А потому Россия усиливает давление, чтобы дестабилизировать ситуацию в небольшом соседнем государстве или даже заменить нынешнее руководство на промосковское. Если это так, то следует опасаться серьезного кровопролития. Новый этап противостояния начался вскоре после апрельского саммита НАТО в Бухаресте, где Германия вместе с другими странами заблокировала американские попытки предоставить Грузии и Украине путь к вступлению в Североатлантический альянс. Теперь Грузия угрожает воспрепятствовать принятию России во Всемирную торговую организацию.

Остальной мир пока что не согласился полностью ни с грузинской, ни с российской версией происходящего. Грузия известна тем, что громко возмущается, обвиняя Россию в коварных намерениях. А Кремль в прошлом делал безосновательные утверждения о нарушениях со стороны Грузии. Обе стороны могут усиливать напряженность с целью использовать ее к своей внутриполитической выгоде.

Президенту Грузии Михаилу Саакашвили угрожает непримиримая оппозиция, которая называет его коррумпированным и капризным автократом. Жесткая позиция в отношениях с Россией способна помочь ему отбиться от нападок в ходе парламентских выборов, намеченных на 21 мая. А конфронтация с Россией, вероятно, позволит отвлечь зарубежных критиков, которые очень пекутся о демократии, но еще больше - о защите Грузии от российских интриг.

Если верить сторонникам теории заговора, то может статься, что сторонники жесткой линии в Москве стремятся к конфронтации с Грузией, чтобы задать тон президентству Дмитрия Медведева - этого человека считают слабой заменой воинственному Владимиру Путину. Медведев вступает в должность на следующей неделе.

Но даже если одна из сторон (или обе они) преувеличивает значимость происходящего, все равно Кавказ - слишком взрывоопасное место, чтобы его игнорировать. Грузия - важное звено в энергетической цепи, соединяющей богатый нефтью Каспийский бассейн с внешним миром. Кроме того, Европа хотела бы, чтобы Грузия стала маршрутом газового экспорта.

В среду, 30 апреля, в НАТО выразили "беспокойство" в связи с усилением российского контингента. И альянс, и Евросоюз обвинили Кремль в эскалации напряженности. В понедельник в Брюсселе представители НАТО встретились с высокопоставленным грузинским политиком Давидом Бакрадзе.

Однако поддержка Запада выглядит довольно слабой, по крайней мере, в глазах сторонников Грузии. Единственным практическим шагом, на который пока решилось НАТО, стала отправка своих представителей в Грузию - они должны прибыть в страну до конца года. Как отметил министр иностранных дел одного из посткоммунистических государств, "Грузия формально не является союзником" Запада. В частном порядке министр выразил сочувствие положению грузин, однако их перспективы он оценил пессимистично.

Трудно найти простой выход из сложившейся ситуации. Недавно Грузия предложила Абхазии план, предусматривающий полную автономию, право вето на принимаемые законы, а также поправки к конституции и предоставление поста вице-президента представителю Абхазии. Однако, по-видимому, было уже слишком поздно.

Главный вопрос заключается в том, насколько далеко зайдет Россия. Она едва формально не признала Абхазию и еще один, менее крупный сепаратистский регион, которому покровительствует, - Южную Осетию. Тем не менее, 16 апреля президентским указом с обеими республиками были установлены формальные связи. Вероятно, это был скорее символический ответ на признание Западом независимости Косово, к которому Россия отнеслась как к нарушению территориальной целостности союзной Сербии. Или же этот шаг может оказаться прелюдией к фактической аннексии обеих территорий, как утверждает Грузия. Если Россия перегнет палку, то весь остальной мир может поставить под вопрос законность миротворческих сил в Абхазии. Критики давно уже называют их piece-keepers ("хранителями своего куска", по аналогии со словом peacekeepers - "миротворцы". - Прим. ред.). Возможно, в этой шутке окажется изрядная доля истины.

Также по теме:

Российско-грузинские отношения становятся все более натянутыми (The Wall Street Journal)

Спасти Грузию сможет только НАТО (Обзор прессы)

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru