Польский город Нова-Соль - один из основных экспортеров садового кича. Все началось с изготовления фигурок гномов для Германии
Здесь на веревках сохнут только что раскрашенные карлики в костюмах Деда Мороза. Для производства гномов сейчас не сезон, извиняется Здислав Мальчук, глава Malpol, фирмы по производству садовых фигур в Нова-Соли, городе в Западной Польше. Но в результате он находит на складе образец своей обычной продукции - пластмассового карлика, писающего в цветочный горшок.
Раньше он делал гипсовых гномов, рассказывает Мальчук, вспоминая об истоках его семейного предприятия, основанного в 1993 году. "Тогда фирмы- производители садовых гномов росли как грибы после дождя".
В начале 1990-х годов в результате банкротства двух основных городских предприятий, прядильной фабрики и металлургического завода, без работы в одночасье осталось 9000 человек. "Мы бросились в ледяную воду рыночной экономики - и выжили. Благодаря гномам", - вспоминает Вадим Тышкивич, мэр 42-тысячного польского города на границе с Германией.
После объединения Германии в ее восточных землях заметно вырос спрос на садовые фигуры. "Повсюду - в подвалах и гаражах - люди отливали фигурки гномов и продавали их на границе, - рассказывает Тышкевич. - Карлики указали нам путь и помогли выжить в трудное время экономических реформ".
Количество фирм - производителей гномов в Нова-Соль сократилось с былых 300 примерно до 40. Удержались на плаву лишь те, кто мог позволить себе новые технологии и обновление ассортимента для завоевания экспортных рынков, говорит Мальчук. Сегодня он наряду с гномами экспортирует пластмассовых коров. Все равно где - в Цюрихе, Токио, Праге или Буэнос-Айресе - каждая из пестро раскрашенных коров, участвующих в коровьем параде, привезена из Нова-Соли.
Ассортимент выпускаемой продукции выживших фирм изменился, но местное производство садовых фигур - сфера деятельности, в которой занято около тысячи человек, - по-прежнему остается одним из крупнейших в мире, утверждает мэр Тышкевич. Однако уровень безработицы в Нова-Соли составляет 35% - это вдвое выше, чем в среднем по стране. Но в город уже пришли первые иностранные предприятия, и это сигнал для новых инвесторов. В следующем году безработица сократится не менее чем на 10%, уверен Тышкевич.
Хотя отцы города пекутся прежде всего о благополучии предприятий - поставщиков автомобильной промышленности, гномы должны и дальше оставаться фирменным знаком Нова-Соли. Беспокойный мер даже хочет посвятить спасителю города в колпаке с кисточкой целый музей. "Ведь карлики спасли Нова-Соль, а кроме того, это символ усердия и изобретательности жителей".