Смерть британского адвоката, главы компании Menatep Group называют неслучайной и связывают с теориями заговора, как в шпионском триллере.
Стивену Кертису, который был связан с российским нефтяным магнатом, ранее звонили и угрожали убийством. За ним два года следили до того, как он погиб в катастрофе вертолета в Дорсете, сообщило коронерское дознание с участием присяжных, которое началось в Борнмуте.
За две недели до смерти этот мультимиллионер сказал, что, если с ним что-нибудь случится, "это не будет несчастным случаем", сообщил дядя Кертиса присяжным.
В ходе дознания прозвучала информация о том, что велась запись телефонных разговоров господина Кертиса.
45-летний Кертис, управляющий директор компании Menatep Group, крупнейшего инвестора российского нефтяного гиганта ЮКОС, погиб, когда его вертолет Augusta рухнул на поле возле аэропорта Борнмут в Дорсете 3 марта прошлого года. Вместе с ним погиб 34-летний пилот Макс Рэдфорд.
Сообщалось о том, что господин Кертис, адвокат по профессии, был советником по юридическим вопросам у Михаила Ходорковского, главы компании ЮКОС, который был арестован в 2003 году по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов и заключен в тюрьму.
Господин Кертис, бывший клерк суда в Честере и эксперт по офшорным зонам, был назван в ходе дознания специалистом по международному и корпоративному праву; большинство его клиентов находилось за пределами Великобритании.
Он жил со своей 42-летней женой Сарой и 13-летней дочерью Луизой в замке XIX века Pennsylvania Castle в Портленде в Дорсете. У него также были дома в других частях мира.
Отчет отдела по расследованию авиакатастроф (Air Accident Information Branch - AAIB), который был обнародован в июне, не нашел признаков того, что катастрофа была подстроена. Вывод гласил, что пилот вертолета, Макс Редфорд, "вероятно, потерял ориентацию" в свете ухудшившихся погодных условий.
Вчера, в начале слушаний коронерского дознания в Борнмуте коронер Шерифф Пэйн сказал о теориях заговора, которые окружают это крушение вертолета, "особенно вследствие деятельности господина Кертиса, наличия у него российских клиентов". Он добавил: "Есть все составляющие шпионского триллера или триллера любого жанра. Этот человек был связан с известными в мире россиянами, российской нефтью, различными моментами, которые вызывают большое любопытство прессы".
Господин Пэйн сообщил, что родители пилота, Макса Рэдфорда, сказали о том, что их сын был опытным пилотом. Они винят Кертиса в том, что он "косвенным образом" несет ответственность за происшедшее.
Родители пилота считают, что их сын "мог также стать мишенью злоумышленников, которые могли создать в вертолете дефект и таким образом вызвать его крушение".
Вместе с тем коронер добавил: "Несмотря на существование теорий заговора, не было выдвинуто точной версии происшедшего. Есть отчет отдела по расследованию авиакатастроф, в котором высказано мнение, что катастрофа не была подстроена умышленно".
Дядя Кертиса, Эрик Дженкинс сообщил дознанию, что его племяннику угрожали по телефону и что за ним велось наблюдение в последние два года его жизни. Он также сообщил, что за две недели до гибели Кертис сказал, что если с ним что-нибудь случится, то это не будет несчастным случаем.
Дженкинс, который живет в Портленде, Дорсет, и управлял недвижимостью Кертиса, считает, что угрозы убийством в отношении Кертиса и наблюдение за ним были связаны с тем бизнесом, который он вел с Menatep и ЮКОСом. "Стивена очень беспокоила эта ситуация".
Между тем лучший друг господина Кертиса, Родерик Дэвидсон, сказал: "Не припомню, чтобы Стивен когда-нибудь говорил мне о каких-либо прямых угрозах физической расправы в его адрес, в том числе об угрозах убийством".
72-летний Дэвид Рэдфорд, отец погибшего пилота, высказал мнение, что отдел по расследованию авиакатастроф потратил недостаточно времени на расследование версии, в соответствии с которой катастрофа вертолета была подстроена умышленно. Босс его сына, господин Кертис, работал с некоторыми из самых могущественных людей мира, что делало его потенциальной мишенью для расправы, считает Дэвид Рэдфорд.
Говоря о Кертисе, Рэдфорд заметил: "Я не утверждаю, что его бизнес или те люди, с которыми он вел дела, являются причиной того, что была подстроена эта авиакатастрофа, но это означает, что вероятность умышленной авиакатастрофы можно исключить только после проведения тщательного расследования".
По словам Дэвида Рэдфорда, ангар в аэропорту Борнмут, где обычно находился вертолет Кертиса, не очень тщательно охранялся.
В вечер своей гибели Кертис летел из Лондона в Борнмут. В ходе дознания была прослушана запись переговоров по радиосвязи между пилотом Максом Рэдфордом и дежурным авиадиспетчером аэропорта Борнмут Кирсти Хоттем.
Диспетчер Хоттем спросила Рэдфорда, нужна ли ему помощь радара при подлете к взлетно-посадочной полосе, так как он, судя по всему, потерял ориентацию.
"Да, да", - несколько раз ответил Рэдфорд, а затем шум от работы двигателя перешел в пронзительный визг.
Хоттем спросила пилота: "Все в порядке?" - Рэдфорд ответил: "Плохо. Плохо". Вертолет рухнул до того, как аэропорт смог бы помочь пилоту сориентироваться с помощью радара.
Слушания по дознанию этого дела продолжаются.