Официальный оптимизм относительно "стратегического партнерства" с Россией, о котором генеральный секретарь НАТО говорил недавно в Берлине, требует более четких обоснований, чем заявления, доносящиеся в последнее время из Москвы, пишет в статье, опубликованной в Frankfurter Allgemeine Zeitung, немецкий эксперт по безопасности, профессор Лотар Рюль.
После трехстороннего саммита в Довиле правительственные круги Парижа и Берлина высказывают сомнения в том, что в Москве вообще пришли к единому мнению относительно дальнейших отношений с НАТО. "Позитивная реакция Медведева на приглашение в Лиссабон и очередное предложение американцев сотрудничать с альянсом по ПРО в Европе совсем не означают, что в ближайшем будущем стоит ждать единения позиций", - считает специалист.
Подобные предложения поступали и от администрации Буша, напоминает Рюль, при этом складывается ощущение, что президент Медведев готов пойти на сотрудничество со значительными оговорками. Автор статьи выделяет четыре, на его взгляд, наиболее критичных для Москвы пункта: это размещение стратегической американской ПРО в Европе, нынешний формат диалога в рамках совета "Россия-НАТО", принципиальность Североатлантического альянса в вопросе о праве без согласования с Россией принимать в свои ряды новых членов и, наконец, прохладное отношение к предложению Медведева о создании "новой общеевропейской архитектуры безопасности".
"После падения Советского Союза и Варшавского договора в 1991 году и, как следствие, потери стратегически важных территорий и европейских "союзников поневоле" Москва пытается - и это вполне объяснимо - укрепить свои ослабленные геополитические позиции и сдержать НАТО по крайней мере в его теперешних границах, одновременно максимально снизив его стратегическое значение, или же получить право принятия совместных решений".
Однако здесь встает другой вопрос: могут, да и хотят ли союзники делать столь серьезный шаг навстречу Москве, превращая, по сути, неэффективный Совет "Россия-НАТО" в орган принятия совместных решений, продолжает автор.
По мнению Рюля, партнерство России в НАТО означало бы конец альянса как стратегической общности и глобального действующего лица. Кроме того, пишет он, для России "стратегическое партнерство" с НАТО стоит лишь на третьем месте, после отношений с Вашингтоном и Пекином.
В заключение автор рекомендует альянсу добиться необходимого сотрудничества с Россией посредством создания общего консультативного органа, который будет решать вопросы совместной оборонной политики.