Насилие, похищения и убийства: так живут и умирают чеченские женщины при режиме Рамзана Кадырова, пишет в Le Temps немецкая журналистка и писательница Ирена Брезна, напоминая о том, что в третье воскресенье сентября Чечня отмечает День чеченской женщины. "При правлении президента Кадырова патриархальные обычаи в отношении женщин были ужесточены. Сюда добавились правила радикального ислама и политические репрессии, осуществляемые диктатурой, управляемой из Москвы. Правозащитников преследуют, а их убийства остаются безнаказанными", - пишет газета.
В Чечне опасно быть молодой и красивой женщиной, продолжает Брезна, рассказывая историю одной чеченки, которая просит политического убежища в Швейцарии из-за красоты своих дочерей. По ее мнению, опасность может грозить как со стороны президента Кадырова, который может польститься на красоту девушек, так и со стороны торговцев женщинами, продающих их в секс-рабство.
"Жертвы сексуального насилия не вызывают никакого сочувствия. На Северном Кавказе молодая женщина по традиции не имеет никаких прав", - констатирует издание. Общество возлагает вину за надругательство на самих жертв. И хотя согласно закону кровной мести родственники обязаны убить обидчиков, последние подчас настолько могущественны, что легче убить саму беззащитную жертву, чтобы избавиться от позора.
Коллективное самоубийство 46 чеченок, попавших в российский плен во время Кавказской войны 1816-1826 года и увлекших за собой в могилу своих обидчиков, стало моделью поведения для чеченских женщин. Не стали ли они вдохновительницами для сегодняшних смертниц? - задумывается автор статьи. Вряд ли агент Кремля Рамзан Кадыров, назвав день их смерти Днем чеченской женщины, уже второй год отмечаемым в республике, задумывался о такой параллели, иначе бы этот день мог стать для многих чеченок последним днем жизни.
"Северокавказская культура сексуального позора не мешает позорно эксплуатировать женщину ради удовольствия мужчины, но не допускает, чтобы убийство женщины документально фиксировалось, обсуждалось и тем более наказывалось", - пишет издание.
У чеченских женщин нет никаких перспектив, признает журналистка. После войны уровень образования упал, и в вузы могут поступить только те, кто имеет деньги на взятки. При безработице в 75-80% шансов найти работу практически нет, к тому же мужчины решают, может ли женщина учиться или работать. В таком обществе у женщин остается только один выход: "как можно скорее выйти замуж, не важно за кого". Брак представляется надежной защитой: "Если женщина замужем, она принадлежит своему мужу и не представляет интереса для других мужчин. Чем скорее женщина перейдет из клана своего отца в клан своего мужа, тем скорее ее семья избавится от страха быть обесчещенной", - пишет газета.
В республике все большую популярность приобретает традиция похищения невесты. Во время недавнего опроса почти 90 из 200 женщин признались, что их мужья похитили их против воли. Большинство опрошенных считают абсолютно неприемлемым принуждение женщины к браку с незнакомым мужчиной. Шагом вперед стал изданный Рамзаном Кадыровым в октябре указ о запрете на похищение невест и наказание отца похитителя штрафом в размере 1 млн рублей, уплачиваемым отцу невесты.
Как можно скорее после свадебной церемонии, в которой невеста даже не участвует, она должна родить ребенка, иначе ее муж считается неполноценным. При непослушании жены муж имеет право ее отвергнуть и вернуть в дом отца. При этом все ее дети останутся в доме мужа, и его клан может даже запретить ей видеться с детьми. Если после смерти мужа вдова решает вновь выйти замуж, то, уходя в дом нового мужа, не может взять своих детей.
Правозащитная организация "Достоинство женщины" поддерживает разведенных и вдов в их борьбе за своих детей. В Чечне действует российская конституция, но подавать в суд на бывшего мужа или его клан - значит бросать вызов адату - неписаному средневековому кодексу поведения, который стоит в республике выше конституции.
"Существа женского пола на Северном Кавказе начисто лишены права на любовь, права на собственную семью и права решать за себя, - пишет газета. - Чеченка может выйти замуж только за чеченца или на худой конец за ингуша, хотя для требовательной девушки найдется мало подходящих кандидатов, ведь многие молодые люди убиты или эмигрировали. А те, кто остался, на собственной шкуре в обстреливаемых школах и лагерях беженцев в Ингушетии научились лишь тому, что грубое насилие - нормальное явление".
Число жертв домашнего насилия после чеченской войны увеличилось в 4 раза как в России, где ветераны не получают психологической помощи и приходят в ярость от любых противоречий, так и в Чечне, где ужасы войны и систематические пытки в "фильтрационных лагерях" привели к перегибам как в политической, так и в частной жизни.
Среди дисциплинарных мер, введенных Кадыровым, - обязательное ношение женщинами платка в общественных местах. Недавно кадыровцы обстреляли пулями с несмываемой краской волосы женщин, осмелившихся появиться на улицах Грозного без платка. "Согласно адату, женские волосы неприкосновенны для мужчин, не являющихся членами семьи. Однако никто и ничто не обладает неприкосновенностью в империи Кадырова, кроме него самого. Это архаичное общество, где высоко ценится автономия клана, склоняется перед авторитетом одного-единственного человека - приспешника Путина. Чеченский мужчина чувствует себя униженным и отыгрывается на женщинах", - пишет газета.
"В третье воскресенье сентября Кадыров чествует женскую нравственность двухвековой давности: смерть лучше позора. Мученицы Дади-юрта исполнили традиционную роль чеченской женщины, служащей своему отечеству. По официальной версии, этот праздник прославляет прекрасную, свободную и гордую, своевольную и страстную, равную мужчине чеченскую женщину, являющуюся сильной личностью. Однако женщинам, соответствующим этому традиционному образу, женщинам, являющимся активными членами общества, желают только одной участи - кануть в необратимую пассивность самоубийства. Наряду с исламистами, эти женщины считаются главной угрозой стабильности Грозного, которой так хвастается Путин и его духовное чадо. Грозный - это некрополь, где убийцы живут совершенно безнаказанно", - резюмирует Ирена Брезна.