Журналистам Foreign Policy стало известно, что министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем попросил международных инспекторов сохранить несколько объектов по производству химоружия. Сирийцы утверждают, что переоборудуют их в гражданские химические комплексы. Эксперты опасаются, что Дамаск хочет сохранить мощности для последующего возрождения программы по производству отравляющих веществ (ОВ).
Муаллем выразил свою просьбу в письме к генеральному директору Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Ахмету Узюмджю. Ранее ОЗХО позволяла государствам, изъявившим желание избавиться от химоружия, превратить объекты по изготовлению ОВ в заводы по производству вакцин и медикаментов. Однако в каждом случае просители должны были убедительно обосновать необходимость подобного шага, а в письме сирийского министра никаких подробностей не содержится, рассказал журналистам источник в организации, знакомый с содержанием послания.
Как бы то ни было, любые изменения программы по химическому разоружению Сирии должны быть одобрены исполнительным советом ОЗХО, в который входит 41 государство, в том числе США, говорится в статье.
Просьба Муаллема последовала за сообщением ОЗХО о том, что их инспекторы посетили в Сирии 21 объект и убедились, что Дамаск уничтожил все задекларированное оборудование для смешивания ОВ и наполнения носителей.
"Я все больше убеждаюсь в том, что мы сможем выполнить задачу по ликвидации сирийской химической программы не позднее установленной даты - 30 июня следующего года", - заявил помощник госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Томас Кантримен.
Однако США не рассчитывают на то, что сирийское правительство продолжит полностью выполнять принятые обязательства, подчеркнул дипломат: "Мы продолжаем участвовать в этом процессе с широко открытыми глазами".
Бывший высокопоставленный чиновник ОЗХО Файза Пател считает, что ликвидация сирийского химического арсенала может забуксовать по двум причинам. Во-первых, объем имеющихся у Дамаска боевых отравляющих веществ равен примерно 290 кубическим тоннам. Значительная его часть уже была помещена в боеголовки, ракеты и снаряды. Это означает, что химикаты сперва должны быть извлечены из боеприпасов и нейтрализованы, а это очень долгая и опасная процедура.
Во-вторых, мировое сообщество так и не решило, в какой стране будет осуществляться уничтожение. Для ликвидации ОВ в самой Сирии необходимо возвести десятки объектов или завести в страну большое количество передвижных установок, а на это может уйти больше года.
"Если их придется уничтожать в Сирии, нет ни малейшего шанса уложиться в срок, - уверяет Пател. - А если они найдут способ законным путем перевезти их из Сирии на готовые объекты по уничтожению, тогда, может, и получится успеть".
В письме к Узюмджю Муаллем пишет, что сирийское правительство берет на себе всю ответственность за перевозку химических веществ в порт Латакия. Он также просит ОЗХО предоставить сирийцам бронемашины, средства коммуникации и другое необходимое оборудование для безопасной транспортировки материалов, передает FP.