"В первый день в столице Сирии Дамаске я, тогда молодой офицер разведки, разговорился с торговцем пряностями на местном рынке. Я немного поговорил с ним на ломаном арабском, пока не освоился достаточно для того, чтобы спросить его, что он думает о Башаре Асаде, который недавно унаследовал власть от своего отца. Человек, кажется, занервничал и не ответил", - пишет экс-офицер ЦРУ и бывший директор республиканской фракции в Палате представителей, ныне независимый кандидат в президенты США Эван Макмаллин в статье для Foreign Policy.
"Непродолжительное общение с торговцем пряностями оставило неизгладимый след в моей памяти за три недели моего путешествия по Сирии в мае 2001 года, когда я видел точно такой же страх в глазах многих сирийцев, когда речь заходила об Асаде", - вспоминает автор.
Кровавое подавление Асадом мирных акций протеста в 2011 году привело к началу гражданской войны, в которой в самом ее начале участвовал значительный контингент умеренных прозападных демократов. Но исламские экстремисты начали доминировать в рядах оппозиции, по мере того как война затягивалась и разрасталась из-за упорной пассивности президента Барака Обамы, считает кандидат в президенты. "Результатом этой пассивности стал подъем "Исламского государства" (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.), поток отчаявшихся беженцев, а также теракты в Европе и США", - утверждает он.
"Будучи президентом, я бы немедленно прекратил политику, при которой мы закрываем глаза на подобные трагедии в надежде, что они исчезнут сами. Мы должны сотрудничать с нашими союзниками и региональными партнерами, чтобы оказать огромное дипломатическое давление на ответственные за это диктатуры", - говорится в статье.
"В то же время целесообразно проявить крайнюю осторожность, прежде чем рассматривать любую возможность применения силы. Я считаю, что введение наших войск в Ирак в 2003 году было серьезной стратегической ошибкой. Тем не менее, если президент Обама раньше принял бы меры по подавлению "Исламского государства", он мог бы избежать необходимости посылать тысячи военнослужащих в Ирак и Сирию", - рассуждает Макмаллин.
"Неудивительно для президентской кампании, охваченной расследованиями обмана и служебных злоупотреблений главных кандидатов, что в ней не было никаких существенных дебатов по поводу Сирии. Дональд Трамп, очарованный кремлевским диктатором, настаивает на том, что мы можем разрешить кризис благодаря партнерству с Владимиром Путиным, подавив "Исламское государство". Трамп, которого никогда не смущали факты, игнорирует то, что Россия в настоящее время является полноправным участником злодеяний режима Асада против гражданских лиц, окончательным результатом которых является усиление "Исламского государства", - пишет автор.
Хиллари Клинтон, по крайней мере, отмечала, что поддерживает создание бесполетных зон, пишет Макмаллин. Но она продолжает "аплодировать настойчивым усилиям госсекретаря Джона Керри" по достижению очередного соглашения, которые автор статьи считает тщетными.
Макмаллин также предлагает ввести бесполетные зоны, вместе с которыми "США и их партнеры должны также создать гуманитарные зоны безопасности на удерживаемой повстанцами местности, прилегающей к границам Сирии с Турцией и Иорданией".
Противников такого решения все время беспокоит то, что российские самолеты могут нарушить бесполетную или безопасную зону, что приведет к конфронтации между Вашингтоном и Москвой. Именно поэтому бесполетные зоны не будут охватывать всю страну, излагает кандидат свой план. "Хотя Россия воспользовалась американской пассивностью, чтобы расширить свое присутствие в Сирии, она не проявляла никакой заинтересованности в том, чтобы пробиваться вперед, когда она ожидает сопротивления", - говорится в статье.
Макмаллин также считает необходимым, чтобы США инициировали программу по оказанию военной поддержки умеренным силам в сирийской оппозиции.
"Если мы хотим лучших результатов, мы должны поддерживать силы, которые уже доказали свою боевую устойчивость, но могли бы достичь большего с помощью американской подготовки и военной техники", - пишет он, критикуя администрацию Обамы за неудачные попытки подготовки военных подразделений на территории других стран и их заброски в Сирию.
Дать возможность умеренным силам сражаться с Асадом является лучшим способом гарантировать, что не возникнет необходимости крупномасштабного развертывания американских сил, как это было в Ираке, отмечает автор.
"Если цена российской авантюры начнет расти, Путину придется пересмотреть свою приверженность удержанию сирийского режима у власти. Также важно извлечь уроки из неудачи администрации Обамы в Ливии после падения Муаммара Каддафи. Будучи президентом, я бы предпринял дипломатический и гуманитарный рывок, чтобы способствовать восстановлению Сирии и предотвратить возвращение как диктатуры, так и экстремизма. Вместе с нашими друзьями и партнерами мы поможем сирийцам определить свое будущее, когда они будут создавать свое представительное правительство, которого они требовали с момента первых мирных акций протеста в 2011 году", - рассуждает кандидат в президенты США.