Российские правозащитные организации отказываются от наблюдения за выборами в Чечне
Президентские выборы в Чечне 5 октября во многих отношениях будут пробным камнем не только для республики, но и для всей России. Российские правозащитники видят одну из своих главных задач в том, чтобы создать систему общественного контроля над проведением выборов и подсчетом голосов. Затем эту систему можно было бы распространить на всю страну и испробовать ее в течение ближайших шести месяцев, когда россияне будут избирать сначала депутатов Госдумы, а затем президента.
Но сейчас, мне кажется, эти планы оказались под большим вопросом. В любом случае всеохватывающий мониторинг выборов в Чечне, который планировала провести наша комиссия, едва ли возможен.
Это, прежде всего, связано с тем, что некоторые российские правозащитники решили отказаться от официального статуса наблюдателей на выборах в Чеченской республике. Они делают это по рекомендации чеченских общественных организаций, которые таким способом хотят избежать ситуации, когда присутствие представителей правозащитных организаций формально может быть использовано как предлог для того, что объявить выборы легитимными.
К тому же некоторые ведущие правозащитные организации России отказались посылать наблюдателей на выборы. Они обосновали это тем, что они не смогут воспрепятствовать незаконному использованию бюллетеней. Таким образом, они "не желают участвовать в создании иллюзии легитимности выборов первого президента Чеченской республики в октябре 2003 года".
После того как кандидаты Асламбек Аслаханов и Хусейн Джабраилов вышли из предвыборной гонки, у нынешнего назначенного Кремлем исполняющего обязанности президента Чечни Ахмада Кадырова, по сути, не осталось серьезных соперников. Многие говорят о том, что исход выборов запрограммирован заранее.
И все же я полагаю, что решение тех правозащитных организаций, которые не хотят посылать своих представителей на выборы в Чечню, в определенной степени представляет собой моральное поражение правозащитного движения в России. Выясняется, что в нашем движение есть свои "голуби" и "ястребы". При этом в данный момент победу одерживают "ястребы", которые призывают к перенесению выборов на неопределенное время.
Однако: стоит ли постоянно переносить выборы, ожидая нормализации ситуации в республике, чтобы затем чеченский народ смог свободно выразить свою волю в более благоприятных условиях? Конечно, это был бы идеальный вариант. Однако перед лицом ситуации в Чечне это далеко не лучшее решение, поскольку в этом случае придется ждать еще 30-40 лет. И шанс, который предоставляется сегодня, будет навсегда упущен. Присутствие наблюдателей на выборах, даже если они не имеют официального статуса, было бы сигналом населению Чечни, что позиция и выражение воли граждан при голосовании не искажаются и наконец-то становятся прозрачными. Совершенно ясно, что это может способствовать снижению конфронтации в чеченском обществе после выборов.
Направление наблюдателей было бы важным еще по одной причине. Ни в России, ни заграницей нет достоверной и точной информации по поводу развития ситуации в Чечне. Присутствие наблюдателей на всех избирательных участках могло бы оказаться полезным в этом смысле.
Однако не все правозащитники в России отказались от наблюдения за выборами. Московская Хельсинская группа планирует направить своих представителей. В самой Чечне за ходом голосования должны следить представители более 200 местных общественных организаций.
Все они, но прежде всего чеченцы, будут зависеть от помощи наблюдателей из зарубежных, национальных и международных организаций, которые прибудут на выборы президента Чечни. В любом случае приглашения уже разосланы. Мы надеемся на положительный ответ. Выборы президента Чечни слишком важны, чтобы отказываться от права на общественный контроль.