Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 октября 2003 г.

Виктория Логинова | The Washington Times

Буддизм в Сибири процветает

Улан-Удэ. Бросив работу программиста и уйдя из родной деревни в дастан (монастырь) в Иволге, духовный центр российского буддизма, 24-летний Чингиз Шагрудов наконец обрел покой.

"Мудрость лам указала мне путь к свободе", - объяснил он.

Буддизм переживает возрождение в Бурятии, где тысячи верующих ежегодно отправляются в путь, чтобы поклониться часовням в Иволге, находящейся в 20 милях от столицы республики Улан-Удэ.

Сегодня в России буддизм насчитывает около тысячи лам и миллионы последователей - главным образом, в Бурятии, на Алтае и в Туве, а также в Калмыкии, единственной в Европе буддистской республике, находящейся на северном побережье Каспийского моря.

В монастырском богословском колледже в Иволге, основанном в 1991 году, на закате СССР, живет 100 молодых людей. Шагдуров и другие студенты изучают древнюю веру, установившуюся в Бурятии в XVIII веке, но при советском режиме подвергшуюся преследованиям.

Сотни кандидатов, которых не пугают испытания, стекаются в колледж в надежде изучать буддистскую живопись и философию, тибетский и древнемонгольский языки.

Однако догматы тибетского буддизма претерпевают местные изменения: бурятские ламы восприняли кое-что из традиций шаманства, распространенного в южной Сибири.

Бутылка водки, являющаяся неотъемлемой частью шаманских ритуалов, занимает почетное место даже в алтарях часовен, соседствуя с портретами тибетских духовных лидеров.

"Водка это жертва богам. С помощью определенного ритуала мы превращаем ее в золотой нектар", - сказал Шагдуров.

В соответствии с заповедями сибирского шаманизма, шаманы и верующие кропят водкой святые места, "чтобы умиротворить духов", а затем пьют сами.

В ритуалах присутствуют также черный чай и молоко.

"Буддизм в России возрождается. Восстанавливаются храмы, местные власти оказывают нам поддержку", - сказал Шагдуров.

Молодой послушник с гордостью показывает материальный знак этой поддержки: серебряный чайный сервиз XIX века, подаренный маленькому монастырскому музею самим президентом Путиным.

Связь Москвы с буддизмом была гораздо более зловещей во времена Иосифа Сталина, когда было разрушено и разграблено около 50 часовен, а более 1,8 тыс. лам брошены в тюрьмы или пропали без вести в лагерях.

После Второй мировой войны гонения ослабли, и в 1946 году буддистам разрешили построить храм на берегу реки Иволги.

"Власти СССР понимали, что только религия может облегчить страдания, причиненные войной", - отметил Шагдуров.

Однако в последние годы российские власти запрещают главному духовному лидеру Буддизма Далай-ламе приезжать в Россию из-за недовольства ее стратегического партнера, Китая.

На прошлой неделе Россия отказалась дать Далай-ламе визу для посещения Калмыкии, где буддисты составляют около половины 300-тысячного населения. Тибетского духовному лидеру запрещают приезжать в Россию в третий раз за два года. В последний раз он был в буддистских регионах России в 1992 году и получил транзитную визу в 1996-м.

Далай-лама бежал из Тибета в 1959 году, после провала восстания против китайского правления, и Пекин использует все свое влияние, чтобы ограничить его зарубежные поездки.

Но в дастане Иволга, где портрет Далай-ламы висит напротив огромной статуи Будды, сидящего в позе лотоса, не теряют надежды.

"Мы будем молиться о том, чтобы когда-нибудь встретиться с Далай-ламой", - заявил Шагдуров, посетовав на "слабость российского государства", уступающего давлению со стороны Китая.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru